| главная | об авторе | гостевая | форум |
.


О семейном счастье

    О "ДОБРЫХ" СОВЕТАХ

Нелли Борисовна Зверева    Сегодня утром мы с женой долго размышляли о том, имеет ли человек право активно вмешиваться в чужую жизнь.
    Я всегда полагал, что, отстаивая "истину", делать это не безнравственно. Жизнь есть жизнь. Близкие люди совершают ошибки в таких важных вещах, как воспитание детей. Со стороны видны не только эти ошибки, но и их последствия. Один растет эгоистом, другой тираном, третий приспособленцем... Какими же они станут? Как будут растить своих детей? Казалось бы, как не вмешаться во время? Не дать добрый совет? Человек не может спокойно наблюдать, как тонет ребенок, - бросается на помощь. Однако, известно, как болезненно принимаются людьми эти "добрые советы". Советчики с их искренностью и логикой обычно становятся врагами. Почему? Я объяснял это просто: сия родительница не доросла, не умеет заглядывать в будущее, словом - дура. И с еще большей энергией лез в бой, свою нравственную "проповедь" вбивал силком, из-под палки.
    "Ничего, - думал я, - не понимает сейчас пользы, поймет позже".
Надо сказать, что все свои нравоучительные опусы я читал Нелечке. Она одобряла их искренность, но всегда противилась их отправке адресатам.
   - Это только твоя правда, - говорила она, - у других иная.
    - Как же? - возмущался я. - Правда всегда одна. Правда - это же истина! Есть же опыт человечества.
    - Да, конечно, ты желаешь людям добра. Что же, если не можешь не посылать, отправляй... Но все же...
    Этого "все же" я уже не понимал и свои "проповеди" отправлял.
    Не всегда мои адресаты принимали сразу их в штыки. Иногда возникала полемика, но так как убедить друг друга мы не могли, дело кончалось взаимной неприязнью. Я же, считая свое дело правым, упорно долбал "заблуждающихся" своими моралите.
    И вот сегодняшний разговор. Вряд ли я смогу передать его в подробностях, но главное постараюсь.
    - Каждый человек, тем более, каждая семья, варит свою "кашу", - начала Нелечка. - У одного она, к примеру, гречневая, у другого - овсяная. Мне может не нравиться каша другого, но, если я попытаюсь влить свою в его котелок, получится нечто несъедобное. Каждая семья варит, как умеет. Их "каша" имеет привычный, а значит, оптимальный, вкус. Им другого не надо. Вот, если своя им осточертеет, и они потянутся к твоей, научи, это пойдет на пользу. А насильно ничего не получится.
    - Но как же? А если внушается ребенку чушь, мракобесие?
    - Значит, такой у них бог, такая "каша". У меня, например, тоже свой бог. И он мне очень помогает жить.
    - Да? Это новость. Мы живем столько лет, а я этого не знал. Я, наоборот, совершенно неверующий человек. Бог мне не нужен.
    - Разве? Я в этом не уверена.
    - В чем же твой бог, Нелюша? Какой он?
    - Он похож на светлый шар. В этом шаре поле, в поле растут разные цветы. Я стараюсь поливать цветы так, чтобы один не мешал росту другого.
    - Что же это за цветы?
    - Это люди. Каждый из них по своему красив, по-своему индивидуален.
    - Понимаю. Ты их поливаешь добротой.
    - Может быть. Этот шар всегда со мной. Я стараюсь не прокалывать его оболочку осуждением или злобой. Тогда в шар входит чужеродная атмосфера, и цветы начинают чахнуть.
    - Может быть, этот шар - нравственное чувство?
    - Его можно и так назвать. Я ведь и сама расту на этом поле. Если я буду поливать его помоями, цветы вокруг меня засохнут. Поступки, не согласованные с чувством, с совестью, - это проколы в шаре.
    - Но разве можно избежать этих проколов?, - Трудно, конечно. Но надо не прощать их себе, стараться анализировать.
    - Какие же проколы ты допускаешь?
    - Трудно иногда удержаться от осуждения чужой жизни. Но люди не виноваты в том, что несчастливы. Социальные условия у нас ужасны, детей бросают. Нищета порождает злобу, в злобе тает любовь даже родителей к детям. А какое может быть воспитание без любви? Людей надо жалеть, а не осуждать их. Жалеть и доброжелательно помогать.
    - Я понимаю, конечно...
    - Понимание, Юра, не созидательно. Нужно чувствовать. А чувство рождается только воспитанием в любви. Понимать недостаточно. Ведь, в общем, все всё понимают.
    - Значит, то, что я понял в жизни и чему учил молодых - не созидательно?
    - Пожалуй, да. Поэтому я всегда противилась вмешательству в чужую жизнь. Но писать твои эссе следовало. Они всегда были подведением итогов. Это был нравственный анализ. Но в общении с людьми нельзя смешивать свою "кашу" с чужой.
    - Ты хорошо это объяснила. Может быть, скажешь, и в чем смысл жизни?
    - Для меня смысл жизни в том, чтобы не перечить природе. Его можно сравнить с жизнью дерева, стоящего на поляне. Пусть оно будет здоровым, пусть расцветает весной и увядает осенью. Пусть состарится и умрет в свое время. Но главное, чтобы оно своей тенью не заслоняло жизнь других деревьев, а, напротив, оберегало молодую поросль.
    - А почему ты сомневаешься в том, что я живу без бога?
    - В повседневной жизни о боге не многие думают - не до него. Пожалуй, и я тоже. Но в жизни людей почти всегда есть нечто, что человек не может предать. Для одних это мать, жена, ребенок, для других принципы, идеи. Это то, ради чего живет человек. Иначе говоря - святое. Но это и есть его бог. Своими "благими советами" мы хотим подправить чужого бога. Но он же для человека совершенен. Возникает естественное противодействие вмешательству. Подумай, и ты найдешь бога в своей душе.
    - Да, в этом смысле он есть. Я знаю, ради кого живу.
    - И я знаю это. Спасибо.

10 ноября 1991 г.


Семейный покойДар

...

| главная | об авторе | гостевая | форум |
.

 

 

© Юрий Зверев, e-mail: zverev-art@narod.ru
Cоздание и сопровождение сайта: Тамара Анохина

Hosted by uCoz