| главная | об авторе | гостевая | форум |
.

 

Рассказы.

ПАРСУНА

    В музее висит парсуна. На ней изображен сурового вида человек. С черной бородой, в красном кафтане. Над ним крупным полууставом надпись "ЯКОВ БУХВОСТОВ".
    Портрет давно привлекал мое внимание. Кто этот человек? Чем занимался? Не так уж много портретов оставило нам петровское время. В начале восемнадцатого века было не до художеств. Россия воевала шведов, потом царь строил новую столицу. Далеко не каждому царскому сподвижнику удалось оставить потомкам свое изображение. Бухвостовы в дворянском сословии не значились.
    В конце семнадцатого века владетельный граф Шереметев женился на княжне Волконской. Молодая жена принесла в приданое среди других земель деревушку Уборы. Стояла деревня на Москве-реке у самого впадения в нее прозрачной Истры.
    Пологая луговина поднималась от реки на невысокий холм. С холма открывался дальний лес и золотые ото ржи поля по берегам. Красивое было место, душа замирала у графа, когда он еще с невестой гулял в тех местах.
     И задумал честолюбивый граф построить на том холме церковь. Да такую, чтоб красотой ее людей удивить. Чтобы и нарядный, весь в накрахмаленных кружевах белокаменной резьбы храм Покрова в Филях переплюнуть. Знай наших, жена!
    Да где взять мастера? Нарышкин себе из Европы мастеров выписывал. Удивляли эти мастера новой строительной модой. Пышность и великолепие перекочевали из Европы на стены русских церквей. А уж внутри что делается! Золоченая резьба сверкает - смотреть жарко. Но уж больно дороги заморские мастера. Своего бы найти, сообразительного.
    Тут и прознал Шереметев про оброчного строителя Якушку Григорьева-сына. Татищев - генерал, умный царский любимец, отпустил его на оброк. Много ли с крепостного возьмешь? А у Якушки с младенчества талант проявился. Куском угля, бывало, такую церковь измалюет - залюбуешься! Сперва к печному делу приохотился, потом в строительное умом пошел. Одно слово - мастер на все руки. Только грамоту не успел уразуметь. С младых ногтей на усадьбе генерала трудился.
     Правду сказать, и Татищев его ценил. Хоть и строптив был умелец, а генеральских батогов не ведал. Знал генерал, что запороть мастера - себе в убыток. В то время шла война. Задыхалась Россия без морских берегов. Понадобились пушки. Стал царь Петр колокола монастырские в переплав пускать. Не понравилось это святым отцам. Хоть и боялись они царского гнева, а промеж себя царя стали антихристом величать.
    Тут на Урале царские рудознатцы открыли медные жилы. Очень это ко времени оказалось. И отправился тогда генерал Татищев по царскому повелению ставить в далекой Пермской земле медеплавильный завод.
    А чтобы мастер Якушка без дела не спился, отпустил его на оброк. Деньгу оброчную назначил немалую, знал, что мастер с его головой да руками заработать сумеет.
    Набрал Якушка артель сотоварищей: Мишку Тимофеева каменотеса, Митрошку Семенова по дереву умельца, да других разных. И пошли они по Руси церкви ладить. Одна другой краше церкви получались. Быстро освоили мастера новую моду, по белу камню резать наловчились не хуже пришлых. Чужие узоры переняли, да и своих напридумывали.
    Да ведь и чему было учиться? Безделице, украшениям. А суть-то строительную, как фундамент класть, стены возводить, знали они сами досконально. От дедов и прадедов чутье строительное перенимали. Когда совет держали, прутиком вооружались. Порисуют на песке, сотрут чертеж и - за дело. В одно лето извести нажгут, кирпича да дерева наготовят, в другое - храм сладят.
    Про эту артель и поведали молодому графу. Призвал Шереметев Якушку и изложил свою прихоть.
     "Хочу, - говорит, - чтоб церковь моя нарядней всех была. Чтоб Нарышкины локти кусали. Чтоб народ с самой Москвы глядеть да молиться хаживал, даром, что пятьдесят верст. А за деньгами не постою. И ни харчом, ни водкой обижен не будешь".
    К тому времени Якушка с артелью в пяти местах подрядов набрал. В Рязани возводил он огромный собор. В Новоиерусалимском монастыре, что на Истре-реке, стены и башни строил. Там же Преображенскую церковь новомодной резьбой да позолотой украшал. Настоятель монастырский торопил, пора было за многоярусную надвратную церковь приниматься. Да и в иных местах Яков за строительством наблюдал. Почитали мастера и приглашали совет дать.
    Прошли времена, когда на московских торгах оттеснил его Осип Старцев. Тогда тому, а не Якушке, богатый подряд на постройку храма на Пресне достался. И то сказать, кем тогда был Якушка? А Осип к тому времени уж знаменитый Крутицкий терем в Кремле соорудил.
    Иное дело сейчас. Даром что крепостной, а заказчики уже иностранным словом стали величать - "зодчий".
    Не ко времени был шереметевский заказ, нет, не ко времени.
    "Не пеняй, барин, не могу. Совет тебе с молодой женой да любовь, а за храм не берусь, шибко много на мне навешано".
    Только не отступился граф. Честолюбивое желание горело, да и жене уже обещал. Богатыми посулами уговорил-таки мастера.
    Обязался Яков поставить храм Спаса на Уборах и продиктовал писарю договор:
    "Сделать все добрым мастерством и твердым, чтоб было прочно, а будет в том нашем каменном деле от нашего нерадения и худого дела, опроче пожару, какая поруха в 20 лет, и то порушенное дело починить и строить заново нам, подрядчикам, мне, Якову с товарищи, своими каменными нашими припасы и безденежно".
    Под договором мастер крест вместо подписи поставил, а для надежности руку приложил "ходячий за делы генерала Татищева человек Тимошка Соболевский". Грамотным Тимошка был, вроде секретаря при Якове подвизался. А такоже для догляду и фискальства генералу, коли мастер запьет или еще чего.
    Сроки строительства в бумаге оговорили. Просил Яков сроки растянуть, но молодой заказчик не согласился, горел нетерпением увидеть новый храм, жену потешить и завистников посрамить.
    Однако не напрасно опасался мастер, не уложился он в сроки. Митрополит за глотку держал, в Рязани дела застопорились, всюду надо было поспеть. А умелых людей не хватало, хоть и не мала была артель у Якова.
    Разгневался граф, в суд челобитную на Якушку подал. От срама судебного пришлось мастеру в бега удариться. "Поймать себя он, Якушка, не дал и от них посыльных людей ушел".
    А в бегах много ли настроишь? Потеряв мастера, артельные запили, порка повальная пошла, оброк стало нечем платить. Делать нечего, явился Яков с повинной. Погневался Шереметев, покричал, пригрозил строго, однако о новом сроке договорились.
     Да уж артель распадаться стала. Кто в пьянке утоп, кого батогами забили. Опять не выполнил мастер обязательств, не убрался в срок.
    Тут уж граф Якушку поймал и в околодничью палатку за решетку" посадил. И приговорили мастера "бить кнутом нещадно".
    Только во - время одумался граф Шереметев, церковь-то на холме недостроенная торчала. Вспомнил, как засекли до смерти мастера, строившего храм в Марфине. А толку что?
    К тому же Якушка не его крепостным был. Забьют - неприятностей не оберешься. И отписал заказчик в приказ каменных дел: "Об наказании Якушки я не челобитчик".
    Обрадовался Яков, что живым вышел из страшных застенков. Собрал людей и уж постарался. Сладил храм людям на загляденье и себе на радость избавления. На куб ярусами три стройных восьмерика поставил. Притворы и алтарь плавно скруглил, чтобы в плане лепестки цветка напоминали. В среднем восьмерике окна прорубил и колокола повесил. Наверху под крестом луковичную главку изладил.
    И в отделке на славу постарался: аркады украсил двойными гирьками, а там, где в старину закомары делали, установил резные белокаменные гребешки. Из камня же нарезал мастер гроздья винограда, заморские фрукты-гранаты, диковинные плоды, которых, отродясь, не видывал. Все это разместил на оконных наличниках и на ширинках парапета. И складно так получилось - ну, музыка в камне поет, да и только.
    Про иконостас сказать - слов не найду. Поднимался он к самому куполу. Резали его из молодой липы, узоры для него сам Яков сочинял. На позолоту граф, верно, денег не пожалел. Блеск в храме стоял - и солнышка не надо. Иконы тоже лучшим иконописцам были заказаны.
    Добился молодой граф, чего хотел: и народ удивил, и себя прославил. А заодно и мастера.
    Стоит "Спас на Уборах" вот уже триста лет без всякой "порухи". Конечно, иконы давно растащили, да и от иконостаса ничего не осталось. Дорога к собору лесом заросла, а деревушка Уборы давно вымерла.
    Однако с шоссе, где идут автобусы, за излучиной Москвы-реки, можно увидеть стройный силуэт забытой старинной церкви.
    Если порыться в "Истории русского искусства", можно найти слова, что является она "уникальным, не имеющим аналогий, редчайшим памятником не только русского, а мирового зодчества".
    Судебные документы донесли до нас полное имя талантливого строителя: Яков Григорьев сын Бухвостов, Никольского села, Дмитриевского уезда крепостной крестьянин.
    Вот, оказывается, кто смотрит на нас со старинной парсуны. Неизвестный художник вписал в нашу историю имя и образ неграмотного русского мастера. И тому, и другому скажем - спасибо.

...

| главная | об авторе | гостевая | форум |
.

 

 

© Юрий Зверев, e-mail: zverev-art@narod.ru
Cоздание и сопровождение сайта: Тамара Анохина

Hosted by uCoz