| главная | об авторе | гостевая | форум |
.

 

Цикл рассказов "Встреча с прекрасным"

ВЕНЕЦИЯ

    Люди ходят в музеи, чтобы полюбоваться красотой, созданной избранными. Сварить обед, смастерить табуретку - это сможет каждый, если постарается. Другое дело - написать картину. Для этого особый дар нужен, призвание. А всегда ли? Я в этой истине однажды усомнился. Дело было так: с детства меня неудержимо тянуло в дальние страны. В школьные годы я убегал из дома путешествовать. Ловили и возвращали домой с милицией. Но с годами страсть только укреплялась.
    В музее я часами рассматривал изображения старинных соборов.
    Площади, таинственные узкие улочки чужих городов не отпускали мое воображение. Но больше всего волновала сказочная Венеция. Как это может быть - каналы вместо улиц? В библиотеках я разыскивал книги об этом чуде света и рассматривал картинки. Горбатые мостики, трепещущие в воде отражения дворцов, романтичные гондолы сводили меня с ума.
    Я пожирал глазами этот удивительный мир. Казалось, я слышал звуки мандолины и дальнюю песнь гондольера. Меня возвращал к действительности строгий голос: "Мальчик, библиотека закрывается!" Я сдавал книгу и уносил домой свою сказку.
    Прошло много лет. Мечта о прекрасном городе растворилась в буднях, стерлась в суете и заботах.
    И вот однажды в Литве, в доме друзей, к которым мы приехали погостить на неделю, я увидел копию с картины художника Маршанда, о котором прежде ничего не слышал. Это была она - моя Венеция. Крутой мост над каналом, и освещенные вечерним светом старинные дома, и купол Сан-Марко в закатной дымке...
     Юношеские грезы всколыхнулись в душе. Мне страстно захотелось, нет, не побывать там, это было нереально, но хотя бы видеть эту красоту в нашем доме.
    Но как? О покупке не могло быть и речи. В семье любили картину.
    Хозяйка была художницей и скопировала ее в музее для подарка мужу.
    Сам я в то время делал первые шаги в живописи, посещал студию.
    "А что, если..." - подумал я и задохнулся от собственного нахальства.
    - Ирена, а может быть вы разрешите и мне сделать копию? - с замиранием сердца обратился я к хозяйке.
    - Пожалуйста, но я работала над ней два месяца. Успеете ли?
    Но разум уже плохо подчинялся мне.
    - Успею! - и я помчался в подвал сколачивать подрамник.
    Видя такой энтузиазм, хозяйка дала мне кусок грунтованного холста и вынула этюдник.
    Опыта не было никакого, поэтому весь следующий день я промучился над рисунком. Но к вечеру с трепетом выдавил краски на палитру, вооружился кистями и приступил к копированию.
    Начал, как мне казалось, с самого легкого - с неба. Однако добиться желаемого оказалось непросто, краски никак не давали в смесях нужного тона. Небо нежно переходило от голубого к золотистому, у меня же получалось полосатое одеяло. А тучки? Легкие, окруженные закатным ободком, на картине они жили в окружающем пространстве, мои же напоминали заплаты на штанах клоуна. Чем больше я старался, тем отчетливее сознавал свою беспомощность. Преодолевая желание все бросить, я начал экспериментировать.
    Оставив кисть, я стал растирать краску ладонью. Полосатый забор стал исчезать, цвет неба приблизился к нужному. Появилась перспектива, и тучки, подправленные пальцем, обрели свое место. Это было еще не то небо, что светилось на картине, но уже нечто похожее. Постепенно я стал видеть, где нужно ослабить тон, а где усилить. В ход пошла тряпка. Многое из того, что я успел намалевать, пришлось стереть. Краску я стал брать с палитры осторожно, потому что понял - даже малая неточная капля может испортить многое.
     Постижение основ оказалось делом нелегким.
Над небом я возился весь день, но, в конце концов, добился чего-то похожего на образец.
    К вечеру я обнаружил, что устал так, словно весь день колол дрова. Ночью мне снилось серебристое небо, в которое я порываюсь улететь, но никак не могу оторваться от земли.
    Наутро, наскоро умывшись, я поспешил к мольберту. Глянул на полотно и понял, что оно почти пустое. Небо покрывало лишь четверть его площади. Главная работа была впереди.
    "Даже, если я чему-то научусь, все равно не успею дописать", - в отчаянии соображал я. Обратный билет был куплен заранее.
    И тут мне пришла в голову безумная идея. Я позвал жену и объяснил ситуацию.
    - Выручай!
    Жена не на шутку испугалась.
    - Ты что? Я же никогда кисть в руках не держала!
    - Не боги горшки обжигают. Справимся! Я помогу.
    Мое нахальство не знало предела.
    В растерянности стояла жена перед холстом. Я же, приспособив кусок оконного стекла под вторую палитру, приступил к обучению.
    - Видишь этот серо-зеленый дом? Он каменный, мы это видим. Но как это сделано? Каждый камень - мазок. Все мазки разные - один чуть светлее, другой темнее, но все из одной гаммы. Вот и весь секрет. Смешивай и - вперед! - На этом мои познания в технике живописи заканчивались.
    Бедная моя жена в великом волнении приступила к делу. Она осторожно взяла на кончик кисти две краски, смешала и робко нанесла первый мазок. Отошла, посмотрела, вытерла кисть. Нанесла второй.
    - Порядок! - заверил я. - Главное, не трусь!
    Я стал мазать холст с другого конца. Мы сосредоточенно осваивали тайны копирования, и время летело незаметно.
    - А что делать дальше? - услышал я робкий голос.
    Я посмотрел на работу жены и поразился - дом был живой, ничуть не хуже, чем на оригинале. Смешивая краски, она точно находила тон для каждого мазка.
    Ее дом стоял на теневой стороне, а я знал, что писать предметы в тени особенно трудно. В контрастном освещении можно и соврать, но теневая дымка в живописи ошибок не прощает. Как она почувствовала это?
    - Ну, знаешь! Это просто здорово! Словно художественная школа у тебя за плечами. - Я был очень удивлен. - Теперь приступай к набережной.
    Жена посмотрела на меня с недоверием.
     - Правда, все в порядке!
    Она снова взялась за кисти. Только вечерние сумерки прервали наши труды. Чуть свет мы снова приступили к работе. Хозяева едва дозвались нас к завтраку. Три последующих дня мы писали, не отрываясь, и к отъезду копия была готова.
    Мы смотрели на картину и не могли поверить, что сами ее написали. Конечно, мы не смогли повторить все нюансы оригинала, но главное было сделано.
    Блики закатного солнца на стенах старинных дворцов, легкая дымка под мостом, набережные в зеркале канала и купол Сан-Марко вдали... Это была Венеция, наша Венеция! Мы своими руками написали ее! Радость распирала наши сердца.
    С тех пор полотно висит в нашем доме. Вечерами жена садится за пианино и, глядя на картину, играет.
     Романтично звучит музыка, и кажется, что это мы проплываем под мостом, вдыхая влажный воздух старого канала.
    Теперь я знаю: не боги горшки обжигают. Это делают люди, когда побеждают собственные комплексы.
    Через два года я все-таки осуществил юношескую мечту - "сбежал" в настоящую Венецию.
    Я подышал ароматом волшебного города и постоял на том самом мостике, который мы писали на картине. Но это уже другая история.

Как рождается пейзажО Его Величесте Счастливом Случае

...

| главная | об авторе | гостевая | форум |
.

 

 

© Юрий Зверев, e-mail: zverev-art@narod.ru
Cоздание и сопровождение сайта: Тамара Анохина

Hosted by uCoz