| главная | об авторе | гостевая | форум |
.

 

Цикл рассказов "Не пропустить человека"

ВСТРЕЧА НА БЕГУ

    Господи, зачем годами наблюдать жизнь, мучится, писать толстый роман о судьбе советской интеллигенции, если драмы кипят за каждой дверью...
    Во время утренней пробежки в Сосновке познакомился с женщиной средних лет.
    - Вы чем занимаетесь?
    - Роман перевожу.
    - А я роман пишу, значит, мы почти коллеги. С какого же языка?
    - С английского.
    - Преподаете?
    - В университете. И уроки даю.
    - А что для души? Бег?
    - Что вы! Бег для того, чтобы не свихнуться.
    - Проблемы с мужем?
    - С дочерью.
    - А сколько ей?
    - Восемнадцать.
     - Да, возраст критический. Учиться не хочет?
    - И это тоже. Хиппует.
    - Так, вроде бы это уже не модно.
     - Война молодой глупости со старым укладом из моды не выходит. Только формы ее очень уж уродливыми стали. Мы как-то иначе с родителями боролись, мягче что ли...
      - Я в молодости с матерью отчаянно сражался.
    - Я тоже. Но мы "травку" не курили.
    - Выходит, дело в наркотиках?
    - Скорее в идеологии.
    - Теперь идеологии и у стариков нет. Какая же она у молодых?
    - У них хипповая - протест против всех и всего. Против родителей, культуры, учебы, против государства. У них ничего святого....
    - Но ведь чего-то они хотят?
    - В кучку сбиться хотят, так легче "кайф поймать". У них все общее, все пополам - деньги, (которых, кстати, нет, разве что краденые), еда, "травка"... Приходи любой, с каждым поделятся. Это молодых дураков, конечно, приманивает, только потом уже не отпускает. Видимость полной свободы - никто от тебя ничего не требует, ни работать, ни учиться не надо. Гуляй по лесу целый день, купайся в озере, обнимайся, с кем хочешь... Ну, чем не жизнь! Они в лесу летом кучкуются.
     - Но есть-то все-таки надо.
   - Паразитизм у них в крови. Они считают, что общество им за все должно - за их анархическую идею, за пассивный протест, за их загубленную молодость.
    - Это я уже однажды видел.
    Я вспомнил дикий берег на Крите. По песку бродили голые мужчины и женщины, попадались и странные, неулыбающиеся дети. Лет двадцать назад движение "хиппи" захватило большинство европейских стран. Протестующие - против всего! - подростки стаями бродили по паркам, спали, гадили, где хотели. Они не желали жить дома, отвергали родителей и породившее их общество. Те, у кого было побольше денег, уезжали подальше от цивилизации и на теплом южном берегу начинали жить "свободной жизнью".
     Дикие поселения образовывались на Цейлоне, на Крите, в Индии. В Европе центром хипповой стихии стал Амстердам, точнее, один из его районов - Христиания. Это место стало Меккой для хиппи со всего мира.
    Что же заставляло молодых протестантов сбиваться в стаи? Ответ прост - наркотики. Есть немало щелей, куда можно спрятаться от реальной жизни: в религию, в стихи, в работу... Но самый простой, а нынче и самый доступный способ - в наркотики. Беда эта приняла такие масштабы, что в некоторых странах наркотики стали выдавать наркоманам бесплатно, пытаясь таким образом уменьшить количество преступлений.
    Естественно, что эти несчастные долго не живут, но их это не волнует.
    В то время, когда я мог наблюдать эту картину, десятки наркоманов носились по горным дорогам Крита на мощных мотоциклах. Это было их любимым развлечением. Немало молодых людей вместе с подругами нашли смерть в ущельях. Памятные камни встречались в горах на каждом шагу. По пляжу бродили не люди, а, скорее, тени с безумными глазами. Они не обращали внимания на глазеющих туристов. За хлеб и рыбу местные жители сдирали с них втридорога, а наркотики они добывали сами.
Жили в палатках и пещерах, вырытых в песчаниковых участках побережья.
    Словом, зрелище было тяжелое. По рассказу моей новой знакомой я представил себе нечто подобное.
    - Недоглядели вы дочь.
    - Я сама этим мучаюсь. У меня в жизни все было кувырком. Отец ее условие поставил - он или ребенок. Выбрал ребенка, а он сбежал. Дочка до восьми лет от безотцовщины страдала, потом у меня друг появился, математик из университета. Она поначалу счастлива была, готова была его папой называть, но он нервный был, вспыльчивый. Когда у нее с математикой проблемы появились, он двух минут занятий с ней не выдерживал. "Бестолочь, - кричал, - дура!" Так что она его быстро возненавидела, а вместе с ним и меня отвергла.
     - А до этого у вас с ней дружеские отношения были?
    - Не очень. Я же занята вечно была, на две-три работы бегала. Уставала очень. Некогда было дочку лелеять. Друг мой скандалов не выдержал, вскоре тоже ушел. Одна бабушка осталась, мама моя.
    - А бабушка для нее авторитет?
    - Тут все сложно. Бабушка у нас - семейный тиран. Всю жизнь она всех нас подминала. Учительница, привыкла класс в руках держать, школьные методы дома использовала. Внучку не баловала. Если та в детстве капризничала, она ей рот ладонью зажимала. И мне не давала рта раскрыть. Так что, когда бабушка состарилась, внучка ей все припомнила. Ненавидит бабку лютой ненавистью.
     - Но школу-то она закончила? Чем все-таки теперь занимается?
    - Пыталась учиться, полгода в университете болталась, но своими оценками только меня, как преподавателя, опозорила. Потом в фирме работала, но недавно выгнали. За что - не знаю, от нее всего можно ожидать. По телефону так ругалась, что у меня уши горели.
    - А сейчас?
     - Дома сидит. Злая, как мегера. Если я начинаю говорить, внушать ей, хватает рюкзак - и в бега. Друзей-то, бездельников, полгорода.
    - А вы ее друзей знаете?
    - Видела много раз. Внешне ребята интеллигентные, вежливые. Они же в семье себя проявляют, не в гостях. По весне опять соберутся и куда-нибудь укатят. Чем они там кормятся, чем занимаются - одному богу известно.
    - А милиция как к ним относится?
    - Налетают иногда, "шмоны", как они говорят, устраивают, паспорта проверяют. На том и заканчивается.
    - История ваша не столько бытовая, сколько социальная.
    - Мне от этого не легче.
    - И все же главные беды всегда из семьи. Доброты вашей дочери не хватало, нежности. Видимо, вы сами о ее будущем не задумывались.
    - Возможно. Опять же - не до того всю жизнь было. Ни времени, ни денег.
    - Отговорка не новая.
     - Что тут еще скажешь? Устала я от дочери, сил моих нет. Вот Сосновкой и спасаюсь.
    - А перспективы какие?
    - Никаких. Надо жизнь перестаивать, а как - не знаю. Кручусь, как белка в колесе.
    - У нее ведь жизнь тоже кувырком покатится. Только ей еще хуже будет - у вас, по крайней мере, образование, заработать что-то можете.
    - Это меня и страшит. У моих друзей сын с двенадцатого этажа выбросился. Не только родителей, это и меня подкосило. Видимо, парень наркотики принимал. А моя дочь в вечной депрессии живет. Ведь среди них СПИД гуляет. Не знаешь, что и ожидать.
    - Как я могу вам помочь?
     - Скорее всего, никак. Мне уже пытались помочь, ничего не склеивается.
    - Дайте все-таки ваш телефон.
    Женщина продиктовала телефон без всякой надежды, почти безразлично. Дома ее ждал враг - собственная дочь.
    Вот она - наша жизнь в начале двухтысячного года, который мы встречали с такой помпой.
    В нашу нищую страну призрак коммунизма, как не заманивали, не заглядывал. По нашей земле вечно бродит тень короля Лира.

16 января, 2000 года.
Посвящается Акимову
Александру Николаевичу.


Случайная встречаВстреча на лыжне

...

| главная | об авторе | гостевая | форум |
.

 

 

© Юрий Зверев, e-mail: zverev-art@narod.ru
Cоздание и сопровождение сайта: Тамара Анохина

Hosted by uCoz