| главная | об авторе | гостевая | форум |
.

.

Цикл рассказов "Безрассудное отрочество"


ДВА СОЧИНЕНИЯ

    Двадцать лет назад я спросил своего Учителя:
    - Степан, почему, когда ты говоришь с людьми, ты смотришь не на человека, а куда-то мимо?
    - Может быть потому, что мне мало интересно, что говорят люди.
    - Как же так, Степа?
    - Неинтересно "что?" говорят, но крайне интересно "как?" они говорят.
    - Что значит "как?"
    - Мне интересно, какое у человека выражение лица, его жесты, интонации...
    - Ну, и что же?
    - В этом вся его жизнь.
    - Так уж и вся?
    - Именно так. В словах человек может солгать, в жестах - никогда. В улыбке, интонациях, жестах записано его прошлое. Каждым движением человек выдает себя. Становится несложно прочитать и его будущее, а это, Юра, очень интересно. Наблюдая за человеком, я читаю его жизнь, а заодно узнаю то, о чем он говорит. Так рождаются сюжеты.
    - Но это всего лишь твои фантазии!
    - А какое это имеет значение, если они делают мою жизнь интересной. Они питают мою наблюдательность и воображение. К тому же есть всегда возможность проверить, верно ли я ощутил чужую судьбу. Жизнь-то пока продолжается.
    - Ну, и как? Совпадают ли твои выдумки с реальностью?
    - Увы, совпадают.
    - Почему "увы"? Ты в этом случае можешь радоваться.
    - Нечему радоваться, Юра. Я бы предпочел почаще ошибаться.
    Этот давний разговор взволновал меня. Я тоже стал присматриваться к людям и вскоре заметил, что Степан был прав. По тем мелочам, на которые прежде я не обращал внимание, можно было уловить многое. Характеры людей стали высвечиваться независимо от их желания. И чем тщательнее человек старался скрыть свою сущность, тем отчетливее она проявлялась в его мимике, выражении глаз, жесте и даже наряде.
    Сначала такие наблюдения были для меня игрой, потом превратились в привычку. Теперь в эту игру я играю с внучкой.
    В метро мы с ней наблюдаем за людьми и по облику представляем их жизнь. Семилетняя девочка удивляет меня точностью своих замечаний: "Этот дядя добрый, видите, как он смотрит на ребенка, даже газету читать перестал. А эта нарядная девушка, вероятно, выросла без папы, хочет выйти замуж и живет очень бедно".
    - Почему ты так думаешь?
    - На ней светлое пальто, красивая сумка и глаза подкрашены, но видите, какие на ней стоптанные туфли? Она даже старается спрятать ноги.
    - А почему она выросла без папы?
    - По выражению лица видно. Или он сильно пил.
    Такая "игра" выходит за рамки дорожного развлечения. На нас каждую минуту наступает жизнь, и ребенок учится предугадывать ее удары.
    Считается, что многое о человеке можно узнать по почерку. Но, если читать между строк, можно узнать еще больше.
    Недавно мне в руки попали два сочинения. Они написаны одной школьницей и, мне кажется, в них проглядывается судьба этой девочки.
    Вот они. Первое написано в четвертом классе, оно о вазе.

   "На столе стоит хрустальная ваза. Она очень красивая. У нее шесть граней: три с узором мелким крестиком, а три с красивым круглым, похожим на солнце. Если бы не узор, через нее можно было бы видеть все, что стоит за ней. В каждой ее грани мелькают разноцветные огоньки. Если вазу перевернуть вверх дном, она становится похожей на даму в пышном платье.
    Когда вазу купили, ей очень радовались, а потом о ней забыли. В день рождения нашей учительницы о вазе вспомнили, отмыли и подарили ей.
    Иногда я думаю о том, что вазу ожидает. Конечно, я не хочу, чтобы ее разбили, но вокруг столько шума и суеты, что, наверное, так и будет".

    А вот второе сочинение. Оно имеет название: "Человек, на которого я хотела бы походить". Теперь девочка учится уже в восьмом классе, и сочинение начинает с пушкинского эпиграфа:

"Цели нет передо мною,
сердце праздно, празден ум,
и томит меня тоскою
однозвучный жизни шум".

    Текст сочинения таков:


    "Кто он, человек, на которого я хотела бы походить? Его нет, но, говорят, он должен быть, как у всех "нормальных" людей и "по правилу". Когда я вчера сказала об этом маме, она удивилась: "Да, как же это? Неправильно! Как же жить без идеала?!".
    - Но ведь живу же, - ответил я.
    Я понимаю, конечно, что жить без идеала, значит - существовать. Цели, хотя довольно смутные, у меня есть. Возможно, я не очень хороший человек, возможно даже, что я очень нехороший человек, но люди, которые сделали меня такой, наверное, не лучше меня. Это они убили во мне идеалы, пытались задавить бытом, обыденностью, грязью своих отношений. Они довольно успешно сделали свое дело и теперь, наконец, отошли от меня. Правда, это к лучшему - я, наконец, очнулась.
    Раньше, в детстве, я была жизнерадостной, целеустремленной, многим интересующейся девочкой, с ясными целями, светлой мечтой и чистыми идеалами. Как-то незаметно я стала входить в безумный и слепой мир, оставляя все лучшее в своей прошлой жизни. Вернее, меня стали втягивать туда "друзья", казавшиеся мне тогда настоящими. С легкостью я сбросила с себя "шкурку" чистоты, казавшуюся мне детской. Я легко разбила все то, что с трудом создавалось мамой и чтением книг с пеленок. Теперь уже невозможно склеить все это.
    Как свободно я почувствовала себя вначале! Словно тяжкий груз свалился с моих плеч. Но ощущение свободы было недолгим. Очень скоро пришло разочарование.
    Сейчас у меня нет настоящего друга, а тот, который был, сейчас отдаляется от меня. Он уходит туда, откуда я уже хочу вырваться. Он же смирился с жизнью, и выходить из этого течения не хочет.
    Раньше я знала, а теперь уже не знаю, на кого хотела бы походить. Мысли перемешались, идеалы запутались и, чтобы легче было жить, я постараюсь обрезать свое прошлое. Теперь я снова пытаюсь найти нить хорошей, настоящий жизни.
    Смутно мне представляется мой бывший идеал - Фрези Грант. Давно я не перечитывала "Бегущую по волнам". Фрези чиста и счастлива. Сила ее в том, что она свободна от тяжести грехов, они не тянут ее в пучину. Она стремительно несется по волнам и зовет бежать с ней. Полоска света, прорезавшаяся сквозь завесу тьмы в моей жизни, светит пока где-то на горизонте. Я хочу идти к ней всю жизнь, пока она не превратится в мощный луч света".

    Учительница каллиграфическим почерком прокомментировала сочинение так: "Речь не очень ровная. Мысли путаются, иногда обрываются. Но мне понравился собственный подход". И поставила пять.
    Да, тут есть "собственный подход" - сочинение почти пророческое. В нем, как в зародыше, все ее будущие борения. Могла ли девочка в четвертом классе предполагать, что к восьмому классу вазу ее души уже разобьют? Кто знает, обретет ли она в жизни ясный свет, к которому стремится. Чаще всего побеждает та страшная сила, о которой она пишет в начале. Эта сила разрушает романтические порывы юности, превращая нас в усталых, тупых и злых обывателей.
    У меня пока есть возможность наблюдать за жизнью этой девушки. Первые раскаты грома уже прогремели над ее головой.
    Сейчас ей двадцать лет. Она уже успела побывать замужем и развестись. Детей пока нет. Она одержима мечтой стать певицей. Честолюбия хватает, но денег для серьезных занятий нет. Иногда ей подворачиваются случайные заработки вроде торговли мороженым, но их явно недостаточно. Девушка сдает квартиру, скитаясь по подругам или ночуя у матери. Она старается жить независимо, в разговорах бодрится, но, как видно, побаивается будущего. Словом живет, как диктуют обстоятельства. Она старается не замечать окружающего безобразия: войны, уличного бандитизма, телевизионного вранья, пытается нарастить кожу потолще. Понимая, что я за ней наблюдаю, старается не раскрываться. Но все ее внутренние тревоги и сомнения написаны на ее лице, читаются в ее жестах и интонациях.
    Обретет ли она своего героя не "по правилам", а по душе? Найдет ли счастье в этом безумном мире?

26 апреля 1996 г.


Первая любовь.

| главная | об авторе | гостевая | форум |
.

 

 

© Юрий Зверев, e-mail: zverev-art@narod.ru
Cоздание и сопровождение сайта: Тамара Анохина

Hosted by uCoz