| главная | об авторе | гостевая | форум |
.


Роман

Эксперимент

    ИЗ ДНЕВНИКА СТЕПАНА

Юрий    Присматриваюсь к Юрику. На первый взгляд он производит впечатление благополучного человека. В общении прост, но держится с достоинством.
    Однако выяснилось, что он долго скитался по чужим углам, ночевал у разных знакомых и приятелей-художников. Как это ни удивительно - не спился. В Ленинград он попал после армии. Приехал с Урала, где родился, на велосипеде, - хотел посмотреть страну. Поступил в институт, влюбился в студентку, женился. Через год любовь растаяла. Семейную телегу тащил восемь лет.
    Год назад оставил жене квартиру и "ушёл в свободное плаванье".
    Сейчас живёт у интеллигентной старушки, сестры умершего в блокаду художника Павла Николаевича Филонова. Юра начитан, любит живопись, что-то пишет. Он помогает хозяйке по дому. Вместе они составляют каталог картин её брата.
    Сейчас Юра в возрасте Христа. Развалив прежнюю жизнь и отведав горького напитка свободы, он, возможно, впервые как следует, задумался. Юра ведёт дневник, пытается разобраться в причинах семейного разлада.
    История Нины взволновала его. Он расспрашивает о войне, о плене, о нашем литературном объединёнии. Его не смущает мой безобразный образ жизни, он смотрит на меня, как на оракула. Это смешно, к такому отношению я не привык.

* * *

    Побывал в гостях у Юриной хозяйки. Оказывается, Юра живёт среди неслыханного богатства. Филонов - неизгладим. Я утопаю в первой картине, а интеллигентная старушка, сестра художника, Евдокия Николаевна спрашивает:
    - Степан, вы что-нибудь понимаете в живописи?
    - А разве надо разбираться в астрономии, чтобы почувствовать величие звёздного неба?
    Глупо даже пытаться разобраться в творчестве этого безумца; всё на последней грани. Это препаровка времени, раскрытие внутренних процессов, отражённых в сознании современного художника. Развитие самой природы в новых условиях.
    Психологическая достоверность его непохожих портретов доведена до уровня прозрения. Обобщения и психологизм причудливо сливаются. Всё противоречия перекрещиваются в творчестве этого гиганта: советская власть и искусство, Есенин и Маяковский, Булгаков и Филонов... Факты и их сокрытие. Ограничение творчества во имя повышения надоев молока. Практические задачи революции и творчества. И вечная проблема - художник, толпа, время.
    Филонов ещё глубже загоняет меня в иррациональный мир. Я начинаю жить в нём, уходя от реальности. Реальность становится бессмысленной, бледной и ненужной. Это опасное состояние. Оно приводит к противоречиям с земной жизнью.
    Технология преобразования объективной реальности в художественный образ сокрыта от нас. Это "чёрный ящик", тайна, влекущая неудержимо. Бессонными ночами я ощущаю, как схожу с ума. И это в сорок пять!

* * *

    Хочется вспомнить события прошедшего года: Юра рассказал о своих занятиях с профессором Г.А. Сергеевым и о художнике Филонове.
    У Сергеева он ведёт исследования парапсихологических возможностей Нинель Сергеевны Кулагиной. Юра водил меня на лекцию Сергеева, показывал фильм об их исследованиях. В журнале "Нева" об их работе появилась разгромная статья известного журналиста В. Львова. В своё время он во всеуслышание громил генетику и кибернетику как "буржуазные псевдонауки". Это обнадеживает, видимо, исследования на верном пути.
    Я побывал в гостях у Евдокии Николаевны, написал ей письмо о творчестве Филонова, снял копии с дневников художника. Евдокия Николаевна, по настоянию Юры, пишет воспоминания о брате. Познакомил с ней Андрея, он играл "Лунную сонату" у неё дома.
    Ведём споры о культе личности и диктатуре пролетариата, спорим об этике эксперимента.
    Юра неожиданно купил для меня старенький катер с мотором. Я счастлив, в душе я рыбак и охотник.
    Однажды его прорвало: "Сахаров и Солженицын - декабристы нашего времени. Социализм изжил себя". Я обвинил Юру в предательстве по отношению к моей жизни, но он идёт дальше, он обвиняет систему. И уже не в первый раз.
    Юра не желает связывать свою судьбу с судьбой социализма. Мы же не только свою, но судьбу родины, судьбу всего мира связываем с социализмом. В противном случае - всё бессмысленно.

* * *

    Павел Филонов окончил четыре класса, но знал иностранные языки. Он четыре вечера подряд читал в Академии художеств лекции по истории искусства и закончил их словами: "Это только введёние". Он написал сотни необыкновенных картин, ходил пешком в Иерусалим, путешествовал по Италии и сто шестнадцать ночей работал в Исаакиевском соборе вместе с пасынком, создавая под маятником Фуко фрагмент карты страны, в которой Ленинград был точкой, куда смотрел маятник.

* * *

    Юра познакомился с девушкой и, кажется, собирается жениться. Девушка работает на заводе и учится музыке. Она смотрит на мир умными глазами через толстые стекла очков, но всё равно кажется мне желторотым птенчиком. Евдокия Николаевна выбор Юры одобряет.

Невеста Юры - Нелли


Скульптору, получишему комнатуСуд.

| главная | об авторе | гостевая | форум |
.

 

 

© Юрий Зверев, e-mail: zverev-art@narod.ru
Cоздание и сопровождение сайта: Тамара Анохина

Hosted by uCoz