Рассказы.
ПРО "МОРЖУ"
правдивый рассказ с прологом и эпилогом
ПРОЛОГ
Слушаю радио:
- Вы бы хотели написать шлягер? - спрашивает корреспондент популярного
современного композитора.
- О, кто об этом не мечтает, - вздыхает маэстро. - Но это не так просто!
Обращаюсь к жене:
- Шлягер, это что? Популярная песня?
- Да, пожалуй.
- Вроде "Шумел камыш"...
- Что ты! - улыбается она. - Это уже классика!
"Сижу тихо, никого не трогаю, починяю примус", - сказал
кот Бегемот, когда в квартиру ворвался управдом.
Я тоже сидел тихо, возился по хозяйству, когда в душу ворвались воспоминания.
В соседней комнате жена штопала носок и слушала музыку.
Я услышал старую, с детства знакомую мелодию и замурлыкал слова, не
вдумываясь в них.
"На далеком Севере эскимосы бегали, эскимосы бегали за моржой..."
"Что за эскимосы такие? И откуда они взялись? Неужели существует
такая мелодия?" В бодром настроении я не раз напевал эту песенку,
но не подозревал, что она может звучать с пластинки. "Что за
черт? Это же наша песня..." Я прислушался. Из соседней комнаты
лилась веселая музыка, и негромкий тенорок пел на английском. Про
эту самую "моржу". Вернее, о чем-то другом, но в моей голове
крутилась именно она.
"Эскимос поймал моржу, притащил ее в баржу, Притащил ее в баржу
и ушел".
В нашем детстве эту песню распевали все пацаны города. Школы были
заражены этой песней. Проигрывая старшим копейки, выданные матерями
на завтрак, мы утешали себя веселой мелодией. С упоением мы пели про
таинственных эскимосов и неунывающую "моржу".
"Но моржа не стал лежать, сбросил шкуру, да бежать! сбросил шкуру,
да бежать далеко".
Мы не думали о содержании песни, нас вдохновляла веселая мелодия.
Позже я убедился, что в популярной песне содержание вообще не имеет
значения. Вся страна вдруг начинала петь "Пчелку-бабочку"
или "Миллион алых роз", и никого не смущало, что поют несусветную
чушь. Так что нам, мальчишкам, было простительно славить веселую "моржу",
помогающую вмиг забыть огорчение после очередной двойки.
- А ты знаешь, кто эту песню сочинил? - спросил меня однажды приятель.
- Кто?
- Мой брат Левка.
- Чего, чего? - Я не мог представить себе, чтобы песню, которую поет
весь город, придумал живой человек, да еще тот самый Левка, который
зажилил у меня книгу про войну.
- Ври, да знай меру.
- Гад буду, он. Они вместе с Маратом, другом его. Не веришь?
- Дай честное пионерское.
- Честное пионерское. При мне дело было.
И хотя в моей голове не укладывалось, что Левка может гениально заразить
весь город, пионерской клятве приходилось верить.
- Как это они? Расскажи.
- Как? Обыкновенно. Дурачились, самокат мастерили. Марат подшипники
достал.
- Ну?
- Ну, и выдумывали чего-то. Марат запел: "На далеком Севере",
а Левка - "эскимосы бегали", Марат опять - "эскимосы
бегали", а Левка - "за моржой!" Я сам слышал.
- Ну, и что?
- Ничего. Захохотали и дальше стали выдумывать. Песенка получилась.
- Какая песенка?
- Эта самая, про моржу.
- Что ты мне лепишь? Да эту песню наша школа уже месяц поет! А ты
"Левка с Маратом..."
- Так они же давно ее сочинили, еще летом. Сейчас-то им самокат зачем?
Зима.
- Вот именно, зима. Как же в нашей школе песню узнали? По радио, что
ли?
- Какое радио? Я сам удивляюсь. В нашей ее тоже повально поют. Даже
в семнадцатой, в женской, и то...
Это уже было совсем невероятно. Чтобы в женской школе запели дурацкую
песню?! Девочки же другие, не такие, как мы...
Вечером я спросил у соседки:
- Томка, а в вашей школе про моржу поют?
- Поют.
Я не верил своим ушам.
- Про эскимосов?
- Ну, да. Мы ее всем классом поем. И еще "Синий платочек".
"Синий платочек" меня не интересовал.
Вот это да! Даже девчонки знают. Вот так Левка! Я не мог прийти в
себя от удивления. Когда кругом слышишь: "Мы кузнецы, и дух наш
молод" или "Вставай, страна огромная" - это понятно.
Авторы этих песен знаменитые люди, живут в Москве, по радио выступают.
Но тут Левка, обормот этот... Мужики, как выпьют, "По диким степям
Забайкалья" затягивают. Тут тоже понятно, потому что слова "народные".
Но Левка-то, какой он народ? Он же Глебкин брат. У меня книгу спер.
Разве он может сочинить песню, которую все запоют? Так не бывает.
Спросить об авторстве у самого Левки я не решался. Неизвестно, какое
у него настроение будет, можно и подзатыльник получить. Вопрос так
и остался неразрешенным.
Пролетели школьные годы, песня забылась, забылись и сомнения.
Но ничто не исчезает навсегда. Временами забавная песенка приходила
мне в голову, и вот через пятьдесят лет я вдруг услышал ее мелодию.
И повеяло отрочеством, послышался школьный гвалт, и вспомнилась наша
песенка про "моржу". Я отложил дела и подошел к проигрывателю.
"Танцевальная музыка 30-х годов", "Девушка играет на
мандолине". Вот, оказывается, откуда пошли наши эскимосы. В послевоенные
годы старая популярная музыка снова вошла в моду. Должно быть, Левка
с Маратом у кого-то слушали довоенные пластинки и запомнили мелодию,
а вместо непонятных английских слов, родилась веселая "моржа".
Достаточно было спеть песенку в школе, как она пошла гулять по белу
свету. Забавная "моржа" доставила нам немало счастливых
минут, когда мы изо всей мочи орали про нее на школьных переменах.
А Левка с Маратом так и остались безвестными авторами популярной школьной
песенки конца 40-х годов, о чем свидетельствую я сейчас, в начале
90-х.
Поставил точку и пошел прочитать рассказ строгому
цензору - жене. Жена отложила носок, выслушала и сказала:
- Интересно. Только неправдоподобно.
- Как это?
- Я училась в школе на десять лет позже, и не на Урале, как ты, а
в Ленинграде. Но эту песенку мы тоже распевали.
- Про "моржу"?
- И про эскимосов. Я слышала, что в Москве ее тоже пели.
- В самом деле? Спасибо, что сказала. Я-то думал, что ребята нечаянно
шлягер, сочинили а они, оказывается, при жизни в классики угодили.
Вот как бывает!
...
|