| главная | об авторе | гостевая | форум |
.


Роман

Эксперимент

    ИЗ ДНЕВНИКА СТЕПАНА

Степан    Наташа, пытаясь успокоить домашнюю бурю, говорит Андрею:
    - Нельзя так разговаривать с мамой, ей уже много лет, она больна...
    Анна воспринимает эти слова, как удар в самое сердце. Снисходительность к возрасту указывает Анне её место.
    Скандал закипает с новой силой. Ната надевает пальто и говорит:
    - Степан, поедем к тебе.
    Мы отправляемся в Левашово. Наташа захватывает с собой банку кофе и непроверенные тетради. В электричке она проверяет контрольные работы. Стараюсь ей не мешать. Приезжаем в двенадцать ночи. Открываю банку зелёного горошка, грею чай. У Наташи глухой, глубокий кашель. Она занимается, я лежу на диване и думаю о ней. Сапоги Наты прохудились. Положение в жизни безвыходное, она попивает.
    Наташа говорила мне о желании удочерить девочку. Это ещё одна, возможно, последняя надежда, точнее, иллюзия Наташи. Ей за тридцать, ни детей, ни мужа.
    Воображение Наташи рисует сентиментальные картины материнского счастья. Она не хочет думать о том, какие трудности у неё возникнут. Нет жилья. Если Ната решится на удочерение, мне придётся предложить ей свою комнату в Левашово.
    В своё время я пытался объяснить ей, что жизнь - не комедия. Ната расхохоталась мне в лицо. В двадцать лет для неё жизнь была связана с понятиями: блеск, успех, музыка, вино, красота, фейерверк.
    Теперь Наташа подурнела, вино её губит, но она нравится мне безгранично. Однако Ната для меня за пределами досягаемости.

* * *

    У нас с Анной разные сыновья - у неё один Андрей, у меня другой.
    Я боюсь давать ему оценки. Он молчит. Андрей наполнен, это уже хорошо. Подсовывать ему выводы я не имею права. Я не хочу уничтожать сына, этим занимается мать. Её Андрей - это оранжерейный цветок, болезненно восприимчивый к малейшим ветрам жизни. Он раним и незащищён.
    Для музыканта этот недостаток может превратиться в большие возможности, но надо приложить немало сил, чтобы не лопнули струны.
    Он играет с души, как с нотного листа. Однако Анна равнодушна к композиторским опытам Андрея. Мне же они рвут душу.
    Когда у меня возникает образ, и я мучительно пытаюсь перенести его на бумагу, мысли тускнеют, и замысел нередко исчезает. Язык всё губит, муки рождения уничтожают плод. Это говорит об отсутствии таланта.
    Поэтому я так высоко оцениваю дар импровизации у Андрея.

* * *

    Анна!
    Когда-то ты советовала мне изучать жизнь простого советского человека, строителя социализма.
    Я внял совету и начал изучение с матери моего сына - с тебя. В результате родилась тетрадь размышлений. Ты её прочитала и выгнала "предателя" из дома. Тогда Андрею было три, теперь пятнадцать.
    Я стал нужен и вот я снова в твоём доме. И снова могу "изучать". И что же я вижу? В первую очередь разительную перемену твоего отношения к "трудовому народу".
    - Народ спился, - внушаешь ты окружающим, - набивает карманы и животы. Стадо баранов. Дрянь, твари и скоты. Нужен новый Сталин.
    О соратниках по партии, ныне занимающих не должности, а посты, ты отзываешься так: "Правители - необразованные мужланы, скотоводы, достоинством равные своему стаду".
    А как ты нынче относишься к солидарности и дружбе народов? Об этом заявляет мне сын: "Папа, я бы взял автомат и перестрелял всех евреев". Это заявляет маленький талантливый музыкант, по расчётам мамы, будущий композитор. Интересно, какую музыку можно создать, впитывая с молоком матери подобные идеи.
    - Ненависти к жидам я никогда не скрывала, - говорит бывший член партбюро.
    Мне уже поздно делать обрезание, но, признаюсь, ради исследования национального вопроса в твоей семье, я пошёл бы на это.
     Но, может быть, к близким ты относишься иначе?
    О воспитанном тобою племяннике Сергее: "Низкий лоб, маленькие глазки, пустая душа. Кретин".
    О племяннице Наташе: "Примитивна, как амёба. Грубиянка, лентяйка, пьяница. Не будь меня, её давно бы выслали на сто первый километр за моральное разложение".
    О Степане: "Не творец, а тварь. Подлец, негодяй, садист. Ни капельки брезгливости, кидаётся на объедки. Для него чём грязнее, тем лучше".
    Все характеристики выдаются в присутствии сына. И, наконец, что же в твоих глазах любимое дитя? Он оказывается "дурак, свинья, осёл".
    Это - повседневность. Это стиль жизни бывшего знаменосца партии. Мощным заключительным аккордом подобных характеристик звучит твой монолог: "Ты взял сторону Наташки. Но чём она лучше меня? Она смазливее, моложе, но по сути своей все мы - гады. Одинаковые гады".
    Но если так, Анна Андреевна, то зачем Андрею то, чего ты добиваешься: манеры, правила хорошего тона? Что он прикроет этим фиговым листком?
    Таковы основы твоей педагогики и философии.
    Вульгаризация жизни - единственное твоё оружие. И потому ты низводишь окружающих до своего уровня. Стереотипность твоего сознания возвышается, как стена непреступной крепости.
    Мне же хочется, чтобы границами Андрея были его мысли, а потолком - небо.
    Вырвать его из паутины твоего воспитания нелегко, хотя в этом мне помогает Наташа. Смогу ли? Не знаю, но я прикладываю к этому всё свои силы.
    Степан

О любви к сынуРевность.

| главная | об авторе | гостевая | форум |
.

 

 

© Юрий Зверев, e-mail: zverev-art@narod.ru
Cоздание и сопровождение сайта: Тамара Анохина

Hosted by uCoz