Загадка Шекспира
Часть 8.
В 1878 году текстолог Александр Гроссарт решил, что на эпитет "царственный"
могут пртендовать лишь королева Елизавета I её фаворит граф Эссекс.
Но королева Елизавета к этому времени была весьма стара и, к тому
же, с её согласия графу Эссексу уже отрубили голову. Это мало похоже
на голубиные отношения героев сборника "Жертва любви".
Кроме того, королева умерла в 1603 году, а сборник с описанием смерти
любовников, как указано на титуле одного из трёх экземпляров, вышел
в 1601.
Знаменитый поэт Бен Джонсон поместил в сборнике четыре стихотворения,
из которых можно заключить, что Голубя и Феникс он хорошо знал,
и даже называл её "леди", которая "не гордится своими
достоинствами и не хочет выставлять их напоказ". Но вот что
интересно: в стихах Джонсона нет ни слова о смерти Голубя и Феникс.
Напротив, он общается к ним, как с живым, восхищаясь их отношениями
и творческими успехами. В траурном сборнике его стихи выглядели
явно не к месту. Как они туда попали?
Кроме того, в экземпляре 1611 года имеется шмуцтитул, в котором
после посвящения стихов "истинно благородному сэру Джону Солсбери"
стоит строчка из Горация: "Муза не даст умереть памяти о муже,
достойном хвалы". Иначе говоря, к моменту выхода книги не только
её герои Голубь и Феникс "почили в Бозе", но умер и тот,
кому сборник посвящался. Однако как установил американский исследователь
У.Митчел сэр Солсбери скончался только в 1612 году. Такое посвящение
глубоко оскорбило бы живого человека. Как всё это понимать?
Вскоре в руки учёных попала ещё одна уникальная книжка, вышедшая
в 1609 году и сохранившаяся в единственном экземпляре. Это томик
Томаса Деккера "Четыре птицы из Ноева ковчега". Отдельная
глава посвящена тем же Фениксу и Голубю. Автор преисполнен к ним
глубокого уважения, но ни слова не говорит о их смерти. Напротив,
он обращается к ним как к живым с благодарностью за их творчество.
Выходит, в 1609 году таинственные Феникс и Голубь были живы! Значит,
дата - 1601 год - на одном из честеровских сборников (на другом
её вообще нет) является мистификацией! Но с какой целью? Неразбериха
с жизнью и смертью прототипов двух странных птиц ещё больше запутывала
следопытов Великого Барда.
Путём современных исследований водяных знаков и сопоставления многих
документальных подтверждений было установлено, что сборник Честера
"Жертва Любви" был напечатан в 1612 году. Но с какой целью
книга "затеняла", как указано в заголовке, правду о жестокой
судьбе Феникса и Голубя и содержала в себе столько противоречивых
сведений?
Вот такие странные, полные загадок, книжки попали в руки исследователей
творчества Великого Барда и около ста пятидесяти лет смущали умы
шекспироведов.
Пришло время вернуться к нелепой "опечатке" на титульном
листе книжки, помеченной 1611 годом. На что похоже нелепое слово
"ануалы", отсутствующее в английском языке? На латинское
слово "анус" - заднепроходное отверстие.
Не сделано ли это намеренно? Не является ли оно намёком на гомосексуальные
отношения главных героев - Феникса и Голубя? Может быть, Феникс
был мужчиной? Ведь их брак был "целомудренным", бездетным.
Если это так, где найти подтверждение такой версии? Простите, что-то
подобное я встречал в сонетах Шекспира. Вот он, двадцатый сонет,
привожу его полностью.
Твой женский лик - Природы дар бесценный
Тебе, царица-царь моих страстей.
Но женские лукавые измены
Не свойственны душе простой твоей.
Твой ясный взгляд, правдивый и невинный,
Глядит в лицо, исполнен прямоты,
К тебе, мужчине, тянутся мужчины,
И души женщин привлекаешь ты.
Задуман был как лучшая из женщин,
Безумною природою, затем
Ненужным ты придатком был увенчан,
И от меня ты стал оторван тем.
Но если женщинам ты создан в утешенье,
То мне любовь, а им лишь наслажденье.
Перевод А.Финкеля.
Так кто же, в конце концов, Феникс - мужчина или женщина?
Но, может быть, это вообще нелепые домыслы и какое отношение они
имеют к великому драматургу?
Словом, по мере углубления в проблему вопросительные знаки выстраивались
частоколом.
Так или иначе в начале семнадцатого века пьесы Шекспира
уже широко шли на подмостках лондонских театров. Сценарии не только
ходили в списках, но и печатались. В конце восемнадцатого века появилась
ещё одна загадка, связанная с его именем.
В 1790 году был найден деловой дневник театрального предпринимателя
Филипа Хенслоу. В нём обнаружены записи за 1591-1609 годы - время,
важнейшее для драматурга и для шекспировских биографов. В тетради
Хенслоу есть записи обо всех авторах, которых он знал и с кем работал.
И что же?! Только одно имя отсутствует в тетради Хенслоу - имя Шекспира,
хотя его пьесы там упоминаются, так как автор занимался их постановками.
Опять тайна! Похоже, что кто-то сознательно скрывал имя автора популярных
спектаклей. Но так как его пьесы имели успех, у драматурга появляются
как почитатели, так и завистники.
В 1610 году поэт Джон Девис включил в свою книгу "Бичевание глупости"
такую эпиграмму:
"Нашему английскому Теренцию мистеру
Уиллу Шекспиру:
Вслед за молвой тебя пою я для забавы, мой Уилл,
Иль не играл ты для забавы царственную роль,
Ты с королем, как с равным, говорил,
Король средь тех, кто ниже, чем король".
Как это понять - актер с королем, как с равным? И
кто такой Теренций? Знатоки античности быстро нашли ответ: оказывается,
речь идёт о бывшем рабе сенатора Теренция Лукана, жившего во II до
н. э., писавшего комедии, и за свои таланты отпущенного хозяином на
волю.
После появления его комедий в Риме распространился слух, что он является
подставным лицом, а подлинные авторы - его покровители, влиятельные
патриции Сципион и Лелий. Об этом писали Цицерон и Квинтилиан.
Так вот с кем Девис сравнивает Шекспира! С подставным лицом! Очень
любопытно!
В роли хулителя творчества Шекспира, как ни странно, выступил в 1616
году и поэт Бен Джонсон. Он опубликовал эпиграмму "О поэтической
обезьяне". Эта обезьяна "сначала довольствовалась тем, что
присваивала перелатанные старые пьесы, но потом стала хватать всё,
что ей приглянулось". Учёные с неохотой вынуждены были признать,
что эпиграмма относится к Шекспиру.
Но так или иначе, в первой половине семнадцатого века уже тысячи людей
знали пьесы Шекспира, однако пока никто всерьёз не заинтересовался
его биографией. Всё, что уже знает читатель о жизни Шекспира, точнее,
Шакспера, собрано исследователями по крупицам за сотни лет, а первую
попытку создания биографии Великого Барда предпринял Томас Фулер (1608
- 1661г.).В его книге "История знаменитых людей Англии",
вышедшей в 1662 году, дана высокая оценка творчеству Шекспира, но
ни года рождения, ни года смерти не указано, так как автор их просто
не знал.
 
...

|