| главная | об авторе | гостевая | форум |
.


Загадка Шекспира

Часть 8.

    В 1878 году текстолог Александр Гроссарт решил, что на эпитет "царственный" могут пртендовать лишь королева Елизавета I её фаворит граф Эссекс. Но королева Елизавета к этому времени была весьма стара и, к тому же, с её согласия графу Эссексу уже отрубили голову. Это мало похоже на голубиные отношения героев сборника "Жертва любви". Кроме того, королева умерла в 1603 году, а сборник с описанием смерти любовников, как указано на титуле одного из трёх экземпляров, вышел в 1601.
    Знаменитый поэт Бен Джонсон поместил в сборнике четыре стихотворения, из которых можно заключить, что Голубя и Феникс он хорошо знал, и даже называл её "леди", которая "не гордится своими достоинствами и не хочет выставлять их напоказ". Но вот что интересно: в стихах Джонсона нет ни слова о смерти Голубя и Феникс. Напротив, он общается к ним, как с живым, восхищаясь их отношениями и творческими успехами. В траурном сборнике его стихи выглядели явно не к месту. Как они туда попали?
    Кроме того, в экземпляре 1611 года имеется шмуцтитул, в котором после посвящения стихов "истинно благородному сэру Джону Солсбери" стоит строчка из Горация: "Муза не даст умереть памяти о муже, достойном хвалы". Иначе говоря, к моменту выхода книги не только её герои Голубь и Феникс "почили в Бозе", но умер и тот, кому сборник посвящался. Однако как установил американский исследователь У.Митчел сэр Солсбери скончался только в 1612 году. Такое посвящение глубоко оскорбило бы живого человека. Как всё это понимать?
     Вскоре в руки учёных попала ещё одна уникальная книжка, вышедшая в 1609 году и сохранившаяся в единственном экземпляре. Это томик Томаса Деккера "Четыре птицы из Ноева ковчега". Отдельная глава посвящена тем же Фениксу и Голубю. Автор преисполнен к ним глубокого уважения, но ни слова не говорит о их смерти. Напротив, он обращается к ним как к живым с благодарностью за их творчество. Выходит, в 1609 году таинственные Феникс и Голубь были живы! Значит, дата - 1601 год - на одном из честеровских сборников (на другом её вообще нет) является мистификацией! Но с какой целью? Неразбериха с жизнью и смертью прототипов двух странных птиц ещё больше запутывала следопытов Великого Барда.
    Путём современных исследований водяных знаков и сопоставления многих документальных подтверждений было установлено, что сборник Честера "Жертва Любви" был напечатан в 1612 году. Но с какой целью книга "затеняла", как указано в заголовке, правду о жестокой судьбе Феникса и Голубя и содержала в себе столько противоречивых сведений?
    Вот такие странные, полные загадок, книжки попали в руки исследователей творчества Великого Барда и около ста пятидесяти лет смущали умы шекспироведов.

    Пришло время вернуться к нелепой "опечатке" на титульном листе книжки, помеченной 1611 годом. На что похоже нелепое слово "ануалы", отсутствующее в английском языке? На латинское слово "анус" - заднепроходное отверстие.
    Не сделано ли это намеренно? Не является ли оно намёком на гомосексуальные отношения главных героев - Феникса и Голубя? Может быть, Феникс был мужчиной? Ведь их брак был "целомудренным", бездетным. Если это так, где найти подтверждение такой версии? Простите, что-то подобное я встречал в сонетах Шекспира. Вот он, двадцатый сонет, привожу его полностью.

Твой женский лик - Природы дар бесценный
Тебе, царица-царь моих страстей.
Но женские лукавые измены
Не свойственны душе простой твоей.

Твой ясный взгляд, правдивый и невинный,
Глядит в лицо, исполнен прямоты,
К тебе, мужчине, тянутся мужчины,
И души женщин привлекаешь ты.

Задуман был как лучшая из женщин,
Безумною природою, затем
Ненужным ты придатком был увенчан,
И от меня ты стал оторван тем.

Но если женщинам ты создан в утешенье,
То мне любовь, а им лишь наслажденье.

Перевод А.Финкеля.

 

    Так кто же, в конце концов, Феникс - мужчина или женщина?
Но, может быть, это вообще нелепые домыслы и какое отношение они имеют к великому драматургу?
    Словом, по мере углубления в проблему вопросительные знаки выстраивались частоколом.

    Так или иначе в начале семнадцатого века пьесы Шекспира уже широко шли на подмостках лондонских театров. Сценарии не только ходили в списках, но и печатались. В конце восемнадцатого века появилась ещё одна загадка, связанная с его именем.
   В 1790 году был найден деловой дневник театрального предпринимателя Филипа Хенслоу. В нём обнаружены записи за 1591-1609 годы - время, важнейшее для драматурга и для шекспировских биографов. В тетради Хенслоу есть записи обо всех авторах, которых он знал и с кем работал. И что же?! Только одно имя отсутствует в тетради Хенслоу - имя Шекспира, хотя его пьесы там упоминаются, так как автор занимался их постановками. Опять тайна! Похоже, что кто-то сознательно скрывал имя автора популярных спектаклей. Но так как его пьесы имели успех, у драматурга появляются как почитатели, так и завистники.
    В 1610 году поэт Джон Девис включил в свою книгу "Бичевание глупости" такую эпиграмму:
    "Нашему английскому Теренцию мистеру Уиллу Шекспиру:

Вслед за молвой тебя пою я для забавы, мой Уилл,
Иль не играл ты для забавы царственную роль,
Ты с королем, как с равным, говорил,
Король средь тех, кто ниже, чем король".

    Как это понять - актер с королем, как с равным? И кто такой Теренций? Знатоки античности быстро нашли ответ: оказывается, речь идёт о бывшем рабе сенатора Теренция Лукана, жившего во II до н. э., писавшего комедии, и за свои таланты отпущенного хозяином на волю.
    После появления его комедий в Риме распространился слух, что он является подставным лицом, а подлинные авторы - его покровители, влиятельные патриции Сципион и Лелий. Об этом писали Цицерон и Квинтилиан.
Так вот с кем Девис сравнивает Шекспира! С подставным лицом! Очень любопытно!
    В роли хулителя творчества Шекспира, как ни странно, выступил в 1616 году и поэт Бен Джонсон. Он опубликовал эпиграмму "О поэтической обезьяне". Эта обезьяна "сначала довольствовалась тем, что присваивала перелатанные старые пьесы, но потом стала хватать всё, что ей приглянулось". Учёные с неохотой вынуждены были признать, что эпиграмма относится к Шекспиру.
    Но так или иначе, в первой половине семнадцатого века уже тысячи людей знали пьесы Шекспира, однако пока никто всерьёз не заинтересовался его биографией. Всё, что уже знает читатель о жизни Шекспира, точнее, Шакспера, собрано исследователями по крупицам за сотни лет, а первую попытку создания биографии Великого Барда предпринял Томас Фулер (1608 - 1661г.).В его книге "История знаменитых людей Англии", вышедшей в 1662 году, дана высокая оценка творчеству Шекспира, но ни года рождения, ни года смерти не указано, так как автор их просто не знал.

Загадка Шекспира. Часть 7.Загадка  Шекспира. Часть 9.

...

| главная | об авторе | гостевая | форум |
.

 

 

© Юрий Зверев, e-mail: zverev-art@narod.ru
Cоздание и сопровождение сайта: Тамара Анохина

Hosted by uCoz