| главная | об авторе | гостевая | форум |
.

 

Цикл рассказов "Ожившие предметы"


ЧЕРЕПКИ

черепки от древних амфор    На книжной полке лежат два старых глиняных черепка. Нет, не старых, а древних. Они постарше Киева и Москвы, постарше Парижа.
    Когда разбили сосуды, от которых они отвалились, на месте величественного собора Нотр-Дам бродили лишь дикие племена франков. И только Рим бурлил толпами на площадях, устраивая пышные триумфы своим полководцам.
    Их чествовали за то, что из дальних походов они пригоняли тысячи рабов, привозили меха и мед, основывали новые города на дальних берегах Понта Эвксинского. Хлеба на своих триерах захватчики везли столько, что его раздавали римлянам бесплатно.
    Я ступал по каменным плитам мостовой древнего города. Это была Горгипия, основанная где-то в 4 веке до новой эры и захваченная римлянами.
    Плиты были отполированы сандалиями легионеров и босыми пятками местных поселенцев. Вдоль улицы тянулись фундаменты домов. Кое-где каменные ступени вели вниз, в подвал. Там сохранились огромные сосуды, врытые в землю. В них хранили зерно или вино. Их нельзя было разбить, этим глиняным бочкам не страшны были даже пожары.
    Археологи находили здесь монеты Крита и Персии, украшения из самоцветов Индии, золотые поделки скифских умельцев. Город был торговым. Но чаще всего попадались глиняные черепки. Если из них можно было собрать целый сосуд, осколки отвозили в музей. Если же их некуда было приложить, их собирали в кучу. Это была обыкновенная куча мусора, только древнего. Черепки зимой мокли под дождями, летом прожаривались южным солнцем.
    Я подошел и пошевелил черепки ногой. На глаза мне попался кусок ручки от амфоры. Что-то в нем заинтересовало меня, и я поднял черепок. На изгибе ручки была надпись. Греческие буквы легко читались. Ручка была гладкая, из хорошо промешенной светлой глины.
    Мастер знал свое дело, владел гончарной мастерской и имел право на клеймо.
    Значит, он был богат и грамотен. На штампе можно было прочесть его имя и город, где была мастерская, - Фанагория. Это поселение находилось на расстоянии двух дневных переходов от Горгипии.
    Я порадовался находке и перед тем, как уйти, решил поправить слегка разворошенную кучу. Я стал подгребать черепки и увидел еще один обломок. Он тоже был куском ручки, но от той части плеча сосуда, где ручка начиналась. На этот черепок можно было совсем не обратить внимания. Он был груб, со вкраплениями камешков в глине. По цвету было видно, что сосуд был плохо обожжен, а потому недолговечен.
    Но на нем тоже была подпись мастера. Самым удивительным было то, что мастер был неграмотным! Вы думаете, что на черепке был нацарапан крест или какой-нибудь другой знак? Ничего подобного.
    На нем была личная печать ремесленника - вдавление его большого пальца. Рисунок бороздок кожи был не менее отчетлив, чем греческие литеры на штампе.
    Это было живое послание, что-то вроде фото из древнего мира.
    А что? Если правда, что Христос запечатлел для человечества свой лик на плащанице, то почему бы бедному гончару не прислать мне привет. Он догадался сделать это на 400 лет раньше Иисуса. И никаких сомнений в подлинности подписи.
    Ну, спасибо! Второе письмо от древних посланцев за один день.
    Не каждому выпадает такая удача. И куда только смотрят археологи? Вот эти письма лежат теперь на полке моего книжного шкафа.


ПрародительШишка

...

| главная | об авторе | гостевая | форум |
.

 

 

© Юрий Зверев, e-mail: zverev-art@narod.ru
Cоздание и сопровождение сайта: Тамара Анохина

Hosted by uCoz