| главная | об авторе | гостевая | форум |
.


Роман

Эксперимент

    ДВА ПИСЬМА О ЛЮБВИ

Мария    Весенним солнечным днём на завод прикатил грузовой трамвай. На груде тормозных колодок сидела женщина лет сорока. У неё были пышные формы и глаза цвета неба. Она удивлённо смотрела вокруг, словно оказалась не на захламленном дворе старого завода, а в волшебном царстве.
    Я как-то сразу впал в невменяемое состояние. Плохо соображая, подошел к ней и взял в ладони её лицо.
    - Какие у вас глаза... Можно, я их поцелую?
    Она смотрела всё так же удивлённо и молчала. Я стал целовать её синие озера. Женщина не сопротивлялась, хотя на нас смотрели грузчики. Я отвел её в сторону, усадил на штабель сосновых досок и стал рассказывать глупые сказки. Женщина, постепенно оттаивая, улыбалась. Вряд ли она понимала мою болтовню. Сам себя я тоже не понимал.
    Ребята, не тревожа нас, разгрузили колодки. У меня хватило ума найти карандаш и сунуть в её карман записку с левашовским адресом.
    Восьмого марта она приехала ко мне в гости. Я был счастлив, слушал историю её жизни и ласкал её всю ночь. А через четыре дня получил от неё письмо:

    "Милый, дорогой Степан!
    Я хочу рассказать, что произошло со мною дальше. Когда я села в троллейбус, радость вылетела. Появилась постыдная тоска. Дома встретила косые взгляды мужа и сыновей. Я помылась и пошла спать. Уснула, словно провалилась. Проснулась оттого, что кручу головой, ищу твои губы. Я скомкала подушку, прижалась к ней и снова уснула. И вижу сон: большой вокзал, ты берёшь билет. Я сказала "подожди" и куда-то отошла. Вернулась, а тебя уже нет. Как мне стало тяжело, ты не представляешь.
    На вокзале шла вниз красивая мраморная лестница. Я по ней не шла, а летела. Когда оказалась на перроне, поезд уже тронулся. Я бежала за ним, в надежде увидеть твоё лицо. Смотрела в окна, но тебя уже не увидела. Проснулась с такой тоской, что не выдержала и разрыдалась. Слёзы лились неудержимо.
    Утром я не могла смотреть в глаза сыновьям, прятала лицо. Тело моё сжималось, словно тоже хотело спрятаться, руки дрожали. Сердце разрывалось, я не понимала, что мне говорят.
    Если бы ты видел всё это, Стёпочка! Что со мной? Умоляю, помоги мне - пожалуйста, оставь меня. Я не могу так, не хочу быть пошлой и низкой. Меня, такую, убить надо. Не хочу быть такой ни перед тобой, ни перед семьей.
    Ты благородной души человек. Степан, голубчик, оставь меня, иначе я погибла. Я буду думать только о наших встречах, дела на ум не пойдут. Я люблю тебя... Ты умница, тебе нельзя нагрубить, тебя нельзя обидеть. Не дай же мне погибнуть. Я тебе нужна лишь на время. Так зачем терзать человеку душу?
    Я хожу и плачу. Судьба-обманщица привела меня к тебе. Посмотри, говорит, какие есть ласковые мужчины, но не тебе этим заниматься. Твоя судьба - быть рабой. Тебе не дано иметь любовников, с тобой он не будет никогда".
    Прости, мой любимый человек.
    Оставить навсегда! Боже, как мне...
    Мария

* * *

    Получив это письмо, я приехал к Маше домой, влез к Маше в окно и ночевал в её квартире. Муж спал в соседней комнате. Под утро, измученный неожиданным счастьем, я безбожно захрапел.
    - Что у тебя там шумит? - спросил муж через стенку.
    - Урчит радио, - отвечала Машенька.

* * *

Так Степан нарисовал Машу    Машенька!
    Здравствуй, моя милая!
    Я весь забрызган голубыми брызгами твоих огромных глаз. Даже когда они полузакрыты, меня окатывают голубые волны. Если твои прекрасные глаза туманятся дымкой грусти, синие туманы застилают и моё сердце.
    Помнишь, что сказала девушка со склада, когда я достал портрет загадочной Джоконды и сравнил его с твоим лицом? Она ахнула и прошептала: "Маша, ты же красивее!" Это правда! Ты, родная моя, прекраснее творения великого Леонардо, потому что живая. К живой красоте нельзя привыкнуть. Меня волнует твой чувственный рот, по-детски пухлые, необыкновенно красивые губы. Ты вся - живой гимн жизни, человеку, счастью!
    Когда я увидел тебя впервые, у меня потемнело в глазах. Это было похоже на вспышку молнии. Захлебываясь от восторга, я стал рассказывать тебе смешные сказки. Ты улыбалась, я наслаждался твоей улыбкой, не мог оторвать от неё глаз. Заводские женщины не улыбаются. Женский смех я иногда слышу, а тихую улыбку не встречал. В твоей же - цвело забытое мною детство. Не влюбиться в тебя было невозможно.
    С тех пор я жил ожиданием грузового трамвая из вашего парка. Когда он въезжал в ворота, я бросался к платформе. Если на груде чугунных чушек восседала ты, радости моей не было предела. Я разгружал платформу, не подпуская тебя к тяжестям. Ты сидела в стороне так, чтобы я мог видеть тебя. Мышцы мои играли, душа пела, я не мог оторвать глаз от твоего лица. Когда ты соглашалась приехать к нам, я поднимал на ноги всю квартиру. Мы с Юрой, два неприкаянных мужика, стирали и гладили наши рубахи, начищали посуду. Соседка мыла пол в коридоре. В вазочке появлялись конфеты, на столе в твою честь стояла бутылка вина. Вся коммуналка жила ожиданием.
    Если свидание срывалось, с горя мы пили вино, как кислую воду, и даже торт жевали без всякого аппетита, словно солому.
    Но когда ты приходила, в доме был праздник. Соседка приносила горячий капустный пирог, пробка летела к потолку, чай нам казался божественным нектаром. Потом Валя убирала посуду, Юра отправлялся на последний сеанс в кино, а я целовал твои хмельные губы, твою пенную грудь. Желание было сильнее смущения, и мы вместе улетали в голубое поднебесье.
    А сегодня ты снова вручила мне письмо с мольбой о расставании. "Оставь меня, такую женщину".
    Какую "такую"? Аморальную, изменяющую мужу? Но разве ты знаешь, какая ты на самом деле? Разве понимаешь, что за сорок пять лет сотворила с тобой наша жизнь?
    Ты же мне рассказывала, как счастливо для тебя всё начиналось: май, весеннее солнце, праздничная демонстрация. Из репродукторов несётся: "Широка страна моя родная..." Он, в начищенных сапогах, в наглаженной гимнастерке, взял тебя за руку и сказал: "Девушка, какие у вас глаза..." А потом пошли дети - первый, второй, третий, и всё сыновья. В сорок первом было уже четверо, а когда он ушёл на фронт, намечался пятый. До войны ты варила обеды, стирала пелёнки, но успевала играть на гитаре и смеяться. С его уходом научилась плакать. Растолкав детей по садам, ты бежала на завод. Маленький родился как раз к выходу сталинского указа о прогулах в военное время. Их причислили к дезертирству.
    Два месяца ты как-то выкручивалась. Просила соседку присмотреть за маленьким, прибегала покормить сына. Потом соседка уехала в тыл. Два дня голодный ребёнок кричал в кроватке, а ты плакала у станка, на третий не пошла на завод.
    Они пришли ночью. Был скорый суд. Детей забрали в детский дом и отправили в тыл, а тебя - на Ладогу. По пояс в ледяной воде вместе с такими же несчастными женщинами ты строила причал для Дороги жизни. Похоронка нашла тебя в лагере.
    Десять месяцев тюрьмы, а потом, как во сне: голод, работа, голод, слёзы, работа, голод... Без друзей, без родных, без ласкового слова. После войны - поиски детей. Нашла трех старших, привезла в Ленинград. Кормить нечем. Дети без присмотра, двойки в школе, кражи съестного. Ребята начали курить. Работа, слёзы, отчаяние.
    Соседка привела плюгавого мужичонку, заведующего мучным складом. "Соглашайся, дура, детей загубишь. Тут хоть сыты будут". Было всё равно - согласилась.
    И вот пятнадцать лет ты живёшь в рабстве у алкоголика. Дети выросли, работают. Ты же, как прежде, грузчица трамвайно-троллейбусного парка. Кажется, в первый раз за многие годы ты испуганно улыбнулась, когда я заглянул в твои глаза и сказал, как тот, первый: "Какие у вас глаза, девушка..."
    Синие глаза, прекрасные... Но какими они были тогда пугливыми, недоверчивыми. Как тяжело прорастало в них доверие! Сколько лет в тебе не замечали женщину... Промасленный комбинезон, мотки трамвайного провода тормозные колодки, шпалы. И мужская матерщина с утра до вечера. Ты и сама перестала верить, что на земле есть любовь. Жила по правилам, которые заживо хоронят человека. Смирилась с этой жизнью. И вдруг этот ненормальный, худущий шофёр с мусоровозки берёт тебя за руки...
    Маша! Ты себя не знаешь. Ты только-только нарождаешься к новой жизни. Тебе трудно поверить, трудно сделать решительный шаг. Я же давно не могу думать о твоей жизни впопыхах, в перерывах между поцелуями. Я не сплю, твоя судьба прожигает меня каждым своим поворотом. Моя любовь вырвет тебя из привычного рабства.
    "Не хочу быть низкой, ничтожной..." Но примирение с рабством и делает человека ничтожным. Борьба за свободу сердца, за человеческое достоинство - это пробуждение. Неужели даже перед смертью мы будем бояться людского осуждения и кривить душой?
    Я знаю твоих детей, они ненавидят отчима. Это скромные, честные ребята. Они тебя не осудят.
    Меня влекут не только светлые брызги твоих глаз. Твоя жизнь стала частью моей. Целую вечность я ждал тебя, теперь уже никому не отдам. Ты женщина, которую любят.
    Сама судьба ставит тебя перед выбором: смириться, доживать или бороться за новую жизнь, за любовь? Выбор за тобой. Обопрись о моё сердце.
    Скоро начнёт светать, но город пока спит. Из темноты встаёт твоё лицо, глаза, я слышу твоё дыхание, ощущаю ласковые руки... Я люблю тебя, Мария. Ничего прекраснее и надёжнее этого чувства нет на белом свете.
    Я люблю тебя...

* * *

    Нашёл в записях Юры вот что: "Я бродяга в душе. И когда меня ограничивают, лишают моих внутренних поисков, на физиономии у меня появляется угрюмое выражение. Я живу, когда живёт душа. А она живёт, когда жизнь мне бьёт морду, а также, когда это пытаюсь делать я. Или пробую понять жизнь другим путём".
    Юра, кажется, не безнадежен, хотя, в отличие от меня, он по природе человек семейный.
    Он, проскитавшись год, женился. Судя по тому, что его жена не мешает ему в творческом поиске, она женщина умная.

* * *

    К шестому классу я понял, что глуп. И, не раздумывая, стал утрировать эту глупость. Я стал почти сознательно подчёркивать свои недостатки, как люди подчёркивают достоинства. Во мне закипела фантазия, задачи по арифметике стали обрастать нелепыми ассоциациями. Я уже не мог сделать синтаксического разбора предложения, ибо "прилагательное" для меня, как для фонвизинского Митрофана, к чему-то "прилагалось".
    Если Нина, которую попросили подтянуть меня в учёбе, решала задачу, я даже не мог переписать её в тетрадь. Почему я должен делать, как она? Делать правильно - это же неправильно! Я же не Нинка!
    Я был абсолютно не способен следовать общим правилам. Ситуация несколько затянулась - до сих пор я не могу понять эти правила, тем более им следовать.

Судокончание романа можно прочитать в файле Word.(419Kb)

| главная | об авторе | гостевая | форум |
.

 

 

© Юрий Зверев, e-mail: zverev-art@narod.ru
Cоздание и сопровождение сайта: Тамара Анохина

Hosted by uCoz