Загадка Шекспира
Часть 5.
Наконец, мы добрались до шестого тома, в котором напечатаны
лучшие пьесы Шекспира: "Гамлет", "Отелло", "Король
Лир".
Первоисточником "Гамлета" является "История датчан"
летописца Саксона Грамматика, вышедшая на латинском языке в 1200 году,
то есть за триста лет до рождения Шекспира. При жизни автора "Гамлет"
был трижды напечатан, но все варианты расходятся друг с другом. Пьеса,
которую мы знаем, является сводным текстом, то есть уже четвертой
вариацией. Она относится к жанру "кровавой драмы", типичному
для народного площадного театра.
"Народ, как дети, требует занимательных и сильных ощущений. Для
него и казни - зрелища" - писал Пушкин.
Но "Гамлет" - пьеса исключительного диапазона. Философия,
политика, религия, этика - всё связано единым художественным замыслом.
С первых постановок она пользовалась большим успехом. Её герой наделен
качествами живого человека. Он тоскует, злится, стремится отомстить
за отца, возмущается безнравственностью матери, жалеет бедную Офелию,
предан друзьям. Гамлет видит фальшь окружающих придворных, срывает
маски, осмеивает и осуждает. Он показывает нам истинное положение
дел в государстве. В каждом его слове мы усматриваем не случайное,
а типичное, строящееся по истинным законам жизни.
Говорят, чувство меры - признак хорошего вкуса. В "Гамлете",
несмотря на серию убийств, соблюдена логическая, оправдывающая поступки
героя, мера. Почему же в других пьесах она так явно нарушается?
Вслед за "Гамлетом" идет мрачная и циничная, явно слабая,
трагедия "Мера за меру", а за ней снова великая пьеса -
"Отелло". И опять мы встаём перед тайной - новелла Джиральди
Чинито "Венецианский мавр", по которой была написана пьеса,
была переведена на английский тоже лишь в 18 веке. Но это ещё не всё:
в первом действии Шекспир описывает подробности административного
управления Венецией, которых нет в новелле Чинито. Откуда мог Шекспир
узнать это, если не был в Венеции и не знал итальянского языка?
"Король Лир" - вершина шекспировских трагедий. Мера страданий
героя в ней превосходит все известные творения подлинно космической
масштабностью. Душевные бури человека сочетаются с дикими грозами
в природе. Вся жизнь вздыблена, потерявший устойчивость мир содрогается.
Нет ничего прочного, не во что верить человеку. Он подхвачен вихрем
стихий, бушующих в его душе и в природе.
Герои "Короля Лира" проходят крестный путь испытаний и все
погибают. Презрев человечность, они гибнут в погоне за мнимыми жизненными
благами. Но в трагедии погибают и невинные. Автор со всей беспощадностью
обнажает глубочайшие противоречия жизни. Трагические вопросы, поставленные
Шекспиром перед нами, остаются без ответа. Ответ мы должны искать
в собственной жизни.
Какой тоской душа ни сражена,
Быть стойким заставляют времена...
Несмотря на то что, и эта драма является переделкой уже существовавшей
пьесы, в ней каждая сцена выдает руку гения. "Король Лир"
- трагедия социально-философская. Её тема - природа общественных
отношений, сущность человека, его место в жизни и цена в обществе.
Трудно понять, почему Лев Толстой в статье "О Шекспире и о
драме" не разглядел глубины этой пьесы. Впрочем, у великих
такое случается - Фридрих Ницше, например, утверждал, что "Гамлет"
- слабая пьеса.
Седьмой том издания открывается трагедией "Макбет". Сюжет
тоже заимствован из "Хроник Англии, Шотландии и Ирландии"
Р.Холиншеда.
В этой трагедии, да еще, пожалуй, в "Кориолане" в последний
раз ощущается гениальный художественный размах автора. Убийца Макбет,
по словам жены, "от природы молочной незлобивостью вспоён".
При всех его преступлениях, Макбет остается страдающим от душевных
мук человеком. Когда душа героя оказывается опустошенной, существование
для него теряет смысл. Его жестокая и холодная жена, подбившая Макбета
на убийство короля Дункана, не в силах смыть с рук преступную кровь.
Она сама сходит с ума. Достигший вершин власти Макбет остается отторгнутым
жизнью, одиноким существом.
Последние пьесы Шекспира "Тимон Афинский", "Перикл",
"Цимбелин" настолько не похожи по стилю и художественному
уровню на предыдущие, что сразу после смерти Шекспира стали вызывать
у современников сомнения в авторстве мастера. Эти пьесы, ввиду их
слабости, почти не ставятся на сцене.
 
...

|