| главная | об авторе | гостевая | форум |

Юрий Зверев

Цикл расказов "На флоте"

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Нелли и Юрий Зверевы    Прошло более тридцати лет с тех пор, как я покинул Соловки. И все эти годы хотелось снова побывать там. И вот в 1981 году мы с женой на небольшом самолете, который теперь связывал остров с материком, приземляемся на соловецком аэродроме. Самолет уже пошел на посадку, но неожиданно взмыл вверх. Как выяснилось, по посадочному полю спокойно гуляли коровы и дежурной потребовалось сначала вооружиться прутом, который для этой цели был припасен заранее.
    Самолет заложил вираж, и нам в иллюминаторы открылась величественная панорама Святого озера и монастыря.
    Выглядел сверху монастырь, как на иллюстрации к детской сказке. Могучие стены с башнями, а за стенами соборы и каре монастырских построек.
    Располагался монастырь на перешейке между озером и морем. За озером начинались леса, и где-то здесь убегала дорожка к нашей бывшей тюрьме - радиошколе.
    Наконец самолет, попрыгав по песку, остановился. Подали лестничку, и мы ступили на соловецкую землю.
    Прилетели мы с группой туристов и направились в Кремль - в одну из бывших монастырских гостиниц.
    Ощущение сказки усиливалось, когда мы приближались к монастырским стенам. Из-за стен вставали кресты (уже кресты, а не звезды) монастырских церквей. Стены поражали величиной валунов, из которых были сложены.
    Туристы уже знали, что Святое озеро образовалось искусственно - с этой территории брали землю на строительство и вытаскивали валуны. Теперь стены были покрыты рыжим мхом, а на одном выступающем камне грелась коза.
    В монастыре шла реставрационная работа. Шла она кое-как. Главной силой была группа студентов-физиков Московского университета. Руководила ими женщина-архитектор.
    К ним же приданы были несколько рабочих - готовить раствор - и грузовик.
    Сделали они пока мало. Восстановили чеботарную палату - там монахи шили обувь. Поставили деревянные кресты на церкви, починили кое-как одну стену трапезной, удивительной по архитектуре одностолпной сводчатой палаты. Вторая такая сохранилась только в Москве - Оружейная палата.
    А в это лето они крыли кровлю на галерее Преображенского собора, не достроили, все побросали и уехали.
    Ну, а мы, с путевками, приехали сюда любоваться соловецкими красотами, но, к сожалению, узнали все эти печальные вещи в первый же день.
    Мне очень хотелось показать жене места, связанные с моей соловецкой жизнью. И вот мы слушаем прекрасную экскурсию Коровина, директора московской школы и страстного любителя Соловков, а после - гуляем по памятным мне местам.
    Мы лазаем по башням, ходим по переходам, заглядываем в каменные ямы, где держали сподвижников разинского восстания.
    Мы читаем надписи на надгробных плитах, посещаем Соловецкий музей.
    Я привожу жену к разрушенной монастырской мельнице и показываю окно, в котором я провел караульную ночь.
    Мы идем в пекарню - там, и сейчас пекут хлеб. Правда, монастырские печи обвалились, исправить их некому, и пекут хлеб в полевых солдатских пекарнях. Но две женщины, которым я рассказал, как это делали мы, угощают нас буханкой горячего белого хлеба. Мне он кажется таким же вкусным, как и в те далекие времена.
    На следующий день мы едем на лодках по озерам и каналам. Говорят, на острове 365 озер и 70 из них соединены каналами.
    Эта система позволяла обеспечить монастырь чистой водой не только для питья, но и для работы мельницы.
    Это было очень интересное плавание. Лодки шли под нависающими над каналом ветвями, мимо остатков деревянных плотин и мостов. Потом вдруг выходили на простор очередного озера - под солнце и легкий ветерок. А сколько было на берегу грибов! Мы везли домой несколько ведер.
    Была экскурсия и на полуостров Муксулму. Лесная дорога привела к дамбе. По дороге мы прошли мимо нескольких прежних тюрем. Одна была деревянная, ее решили восстановить. Но еще до окончания работ она опять сгорела. Стояли обгорелые руины.
    На острове мы познакомились с художником из Москвы Мишей Шапиро и его женой. Он делал очень хорошие этюды темперой, а по его примеру я залез на башню и сделал пару этюдов монастыря.
    Побывали мы в гостях у реставратора Володи Шапошника, друга наших друзей в Ленинграде. Посмотрели его работу - он реставрирует сохранившиеся монастырские иконы. Человек верующий и делает свое дело с большим тщанием.
    Были и в поселке, но там многое изменилось, и дом 15 я уже не нашел.
    Вообще жизнь на острове идет скудная. Жителей немного. Работают в лесу, ловят рыбу, обслуживают туристов. Вся их радость - грибы, ягоды. У мужиков, как всегда, пьянка.
    Полазали мы и по подвалам. Я нашел кусок ржавого железа - часть обруча от огромных чанов, в которых монахи варили квас. Этот сувенир и сейчас у нас хранится.
    В нише у монастырской стены обнаружили мы старинную карету. Как ее сохранило время, удивительно. По ней лазили туристы и обрывали на память старинную обшивку внутренности возка. Зимой ее явно засыпало снегом, и здесь было ей не место.
    Мы пошли в музей и попросили убрать карету в помещение. Нам, конечно, это обещали. Через два года я спросил кого-то, приехавшего с Соловков, видел ли он старую карету.
    "Конечно, стоит себе у стены, уже без колес". Я написал возмущенное письмо в музей, и вскоре мне ответили, что карета, наконец, обрела место под крышей. Побывали мы с женой на Секир-горе. Там издавна был маяк, есть он и сейчас. Там, в соборе, держали и пытали самых строптивых заключенных уже в советское время. Рассказывают, что их привязывали к бревну и катали это бревно по ступенькам деревянной лестницы, что вела на Секирную гору. Вниз прикатывался окровавленный кусок мяса.
    Это не удивительно, если у Соловков топили баржи с заключенными, когда принимать их было некуда - все было забито.
    Сидел в Соловецкой тюрьме и Дмитрий Сергеевич Лихачев, академик. Когда я узнал об этом, я написал ему письмо с просьбой описать этот период.
    Я написал тогда, когда еще не было у нас гласности и перестройки, и Дмитрий Сергеевич долго не отвечал.
    Наконец прислал открытку: "Уважаемый Юрий Степанович! Благодарю Вас за письмо". Думаю, что он выполнил просьбу, тем более что уже снят фильм о том, как он снова посетил Соловки. На пароходе он рассказывает о своем заключении.
    Поездка наша была очень интересной и для меня важной. Замкнулось кольцо: молодость - Соловки - старость - воспоминания - Соловки.
    Это очень нужно, чтобы то, что нас долго волнует, находило свое разрешение. Не так уж гармонична жизнь, и если удается в чем-то замкнуть колечко - это большое счастье.