| главная | об авторе | гостевая | форум |
.


Роман

Эксперимент

Я ВЕРНУЛСЯ К СЫНУ

    Уже месяц с работы езжу не в Левашово, а на Невский. После долгих скитаний слово "вернулся" пока во мне не улеглось. Дома суп, макароны, чай. Дома сын, Анна, Наташа. На косяке - кнопки звонков. На лестничной площадке бачки, набитые объедками и картофельной шелухой.
    Тишина. Что же я волнуюсь? Почему так стучит моё сердце? Вынимаю ключ, вхожу. В комнате никого. Можно передохнуть, привести в порядок растрепанное душевное хозяйство. Можно насмотреться на портрет Анны. Портрет написан двадцать лет назад заводским художником Володей Малышевым. Это моё прошлое. С портрета смотрит зрелый человек, руководитель, умудренный жизнью. Лицо Анны написано на чёрном фоне пианино. Пепельные волосы обрамляют суровое лицо. В глазах я читаю свинцовый укор.
    Анна отдавала свою жизнь партии. Её авторитет на заводе был непререкаем. После смерти сестры она воспитывала двух племянников - Наташу и Сергея. Ей некогда было заниматься мужчинами. Но она полюбила. В соответствии с идеологией, полюбила "простого советского человека", рабочего. Полюбила, отдалась и ошиблась. Он, то есть я, оказался не так прост - оставил ей на руки сына и "ушёл жировать".
    Звук ключа в двери, шум шагов в коридоре.
Так Степан нарисовал своего сына    - А всё-таки папка прав, - доносится срывающийся басок Андрея.
    Господи, сыну скоро шестнадцать лет! Он опять спорил с матерью.
    - Ты - предатель. Кормлю тебя я, а не папка, - это уже голос Анны, - у тебя всё замашки отцовские.
    Анна входит, видит меня, но продолжает с вызывающей откровенностью:
    - Я, женщина, приношу домой сто двадцать рублей. А что приносит он? Какие-то кляузы, писака несчастный. И в доме творит одни гадости.
    Я понимаю, о чём речь. С моим возвращением Анна возненавидела племянницу. "Шлюха, бандерша, тварь" - называет она Наташу в глаза и за глаза. От волнения Анну бьёт нервный кашель, лицо делается багровым. Она очень сдала за эти годы.
    Обстановка особенно обострилась неделю назад. Я вернулся к сыну, но не к Анне, хотя и по её просьбе. Уже месяц я сплю под пианино и не замечаю в ней женщину.
    И Анна решилась бороться за себя. Оставшись наедине со мной, она вдруг примирительно заговорила.
    - Степан, я была у гинеколога.
    Я внутренне замер. Анна никогда ни с кем не говорила на эти темы.
    Пауза затягивалась.
    - Практически здорова, - сказала она, натужно улыбаясь, словно больной ребёнок. Я впервые видел такое выражение на её лице. Я понимал, как ей тяжело просить. Но надо было идти до конца.
    - А потом ты женишься на Наташе, - сказала она, опустив глаза. - После моей смерти.
    Я давно влюблён в Наташу. Анна знала, что мы целуемся по ночам в кухне.
    Вот это мужество! Старость заставляет Анну взламывать собственные моральные крепости. Заводские ребята не ошиблись, когда выбирали мне героя...
    Анна предлагает мне племянницу в обмен на... на что? На свои увядающие прелести?
    Я сижу всё так же "безучастно", но мой мозг лихорадочно работает. Она не молода, здоровье её пошатнулось. В пятьдесят шестом, после выступления Хрущева о злодеяниях Сталина, она перенесла тяжёлое нервное потрясение, считая его речь провокацией. Если она умрёт, Андрей останется один. Отец не слишком надежен, у Андрея может появиться мачеха. Лучше если это будет Наталья, чем чужая женщина.
    Идёт торг, и во мне всё закипает:
    - А какие будут гарантии?
    Лицо её бледнеет. Она опускается на стул и тихо шепчет:
    - Выйди...
    Выхожу. Курю.
    Растиньяк женился на дочери своей любовницы. Анна навязывает мне в жёны свою племянницу. Ну, как тут не писать?! Мы все ходим по роману.
    Всю неделю Анна не может унять поток ругательств. Помои льются на весь белый свет, но, в первую очередь, на мою и Наташину головы.
    - Твой отец - ничтожество, - обращается она к Андрею.
    - Мама, успокойся, не плюй на папку. Ты сейчас похожа на маму-Ягу.
    - А ты знаешь, сколько отвалил твой папочка "на зубок" к твоему рождению? - наступая на сына, кричит Анна. - Рубль! Один рубль! Как всё в цехе! По списку! Негодяй! Вот на этот рубль я и кормлю тебя пятнадцать лет.
    Я молчу, ни слова не говорю о Валерке. Анна прекрасно знает о нём, но не желает вспоминать неприятное. Меня она обвиняет в чудовищном преступлении - преступлении против жизни. Я бросил своего ребёнка.
    В сорок втором году моя мать получила похоронку. Я, её сын, "пал смертью храбрых" на подступах к Сталинграду. В память обо мне мать взяла двухлетнего мальчика, привезенного в Сибирь из прифронтовой полосы. Она усыновила его. Когда я вернулся, у меня оказался братишка. Он был ранен осколком снаряда, страдал от хронического малокровия и остеомиэлта. Передвигался Валера на костылях.
    Когда я пришёл на завод, я взял мальчишку к себе в общежитие. Уборщица тётя Настя принесла свою раскладушку.
    Вскоре родился Андрей. Анна пришла с сыном на руках в общежитие:
    - Смотри, это твой.
    - А что делать с Валеркой? - спросил я.
    - Он тебе чужой. Отдай его в детдом, его возьмут. У него нет родителей.
    Тётя Настя подслушивала за дверью. Она ворвалась со шваброй в руках.
    - Ах ты, гадина, - кричала она, - своего спасаешь, а чужого утопить готова! Тварь бездушная!
    С тех пор Анна не заглядывала в общежитие.
    Валерик рос болезненным мальчиком. Питались мы плохо, рана на ноге постоянно нагнаивалась. Ему делали одну операцию за другой, но ничего не помогало. Через год мой брат умер.
    Но тогда у меня голова шла кругом - родной сын и "чужой" мальчик на костылях разрубили мораль Анны на две непримиримые части.
    И вот, через пятнадцать лет, эти две враждующие половины снова вступили в драку. Что же осталось в Анне от человеческой нравственности? Или в ней всегда жила только коммунистическая мораль?
    После развала партийных идеалов Анна ушла с завода и отдалась воспитанию сына. Жизнь она поставила на службу новому идолу. Она кормила его пирожными, водила за руку в школу, следила за каждым шагом. В коммунальном туалете она вытирала ему зад до пятнадцати лет, не стесняясь соседей. Андрей не научился завязывать ни шнурки на ботинках, ни свою шапку-ушанку. Он ненавидел физкультуру, но зато отлично учился в музыкальном училище при консерватории.
    Свой робкий протест он пытался выразить в музыке, виртуозно издеваясь над классиками. Это бесило Анну до такой степени, что недавно она обрушила крышку инструмента ему на руки. Пальцы остались целы, но мать была очень напугана. С тех пор их перебранки носят характер только словесных баталий. Понимая, что она уже не справляется с сыном, Анна нашла меня и потребовала помочь в воспитании. И вот я сижу на диване, наблюдая "воспитательный процесс". Вмешиваться в него бессмысленно и мне остаётся только запоминать. Материал для книги великолепный. Его такое изобилие, что время от времени я выскакиваю в коридор и кое-что записываю на папиросной коробке.
    Итак, я снова "дома". Здесь живёт мой сын, здесь Наташа, здесь суп, макароны и чай. Но, как и пятнадцать лет назад, как мне себя вести, я решительно не знаю. Но здесь живут мои герои. Здесь их мир, их среда и, чтобы понять смысл их поступков, нужно жить с ними. Нужно выслушивать ругань Анны, любоваться Наташей, есть макароны и ходить в филармонию с Андреем. И ещё нужно много работать на заводе и сидеть по ночам за тетрадками.


Из дневника Степана: июньРемонт.

| главная | об авторе | гостевая | форум |
.

 

 

© Юрий Зверев, e-mail: zverev-art@narod.ru
Cоздание и сопровождение сайта: Тамара Анохина

Hosted by uCoz